Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта

Публикации по краеведению

Церковь Трифона в Напрудной слободе

Церковь Трифона в Напрудной слободе

В мае 2011 исполнилось 300 лет с начала дипломатических отношений между Россией и Черногорией.

Черногория – небольшая славянская страна на Балканском полуострове с очень живописной природой. В XV веке ей угрожало быть захваченной Османской империей, но неприступные горные ущелья и храбрость православного народа помогли Черногории защититься от иноземных завоевателей и сохранить свою веру.

Взаимоотношения России и Черногории начались в 1711 году, когда в Черногорию прибыли послы от Петра I с предложением объединить усилия в борьбе с Турцией. В 1715 году, после опустошительного набега турков, митрополит Черногории Данило I Петрович-Негош сделал ответный визит в Россию. Пётр I не отказал в помощи черногорскому митрополиту и послал братскому народу существенную материальную помощь на восстановление православных храмов. В начале XIX века отношения России и Черногории укрепились еще больше, и не только в военно-политическом ключе. В 1800 году в Москву прибыл черногорский архимандрит Стефан Вукотич. Узнав о его приезде московский купец, серебряных дел мастер Трифон Добряков изъявил желание создать серебряную раку для мощей мученика Трифона. Святой мученик Трифон – покровитель садов и полей, отгонитель вредных насекомых и изгонитель злых духов, издавна получил на Руси особое почитание. Его мощи с IX века находятся в черногорском городе Которе в католическом кафедральном соборе святого Трифона, построенном в 1166 году. В этом же соборе расположен саркофаг с телом Андрии Сарацениса — которского горожанина, который в 9 веке выкупил мощи святого Трифона у венецианских купцов, доставивших их в Котор из Константинополя. Рака, исполненная Добряковым, была с благодарностью принята, и доставлена в Котор. Митрополитом и правителем Черногории был тогда Петр I Негош, ныне – черногорский и российский святой Петр Цетиньский. Желая отблагодарить Добрякова, Петр Негош в 1803 году прислал московскому купцу три частицы мощей от мученической головы святого Трифона. В 1812 году в тяжелое время испытаний для русского народа Добряков поднес эту святыню Александру I, который в свою очередь в 1819 г. передал мощи, в дорогих ковчежцах вделанные в икону, в московскую церковь Трифона в Напрудном. Московский храм святого мученика Трифона, расположенный в Мещанском районе на улице Трифоновская, – один из древнейших архитектурных памятников московской Руси. Стены бесстолпного одноглавого почти квадратного в плане совсем небольшого храма сложены из белого камня, а свод и барабан – из маломерного кирпича. Такая же технология использовалась при строительстве Аристотелем Фиорованти Успенского собора Московского Кремля. Храм перекрыт крещатым сводом, и, возможно, что такой свод был впервые применен именно при строительстве церкви мч. Трифона. Построенный вместо деревянного в великокняжеском селе Напрудное, известном с 1328 года, этот храм – настоящая жемчужина древнерусского зодчества. Возвышенное место, на котором стоит церковь, раньше было искусственно созданным островом. С одной стороны этот остров обтекала река Напрудная, впадающая в реку Неглинку, а с другой стороны был вырыт ров. Сюда великие князья и цари любили приезжать с соколами и кречетами для охоты на водяную или, как тогда говорили, «мокрую» птицу. До сих пор нет единого мнения, когда был построен храм мч. Трифона. В 19 веке его датировали второй половиной 16 столетия. При обследовании храма в 1936 году архитектор П.Д. Барановский обнаружил надгробные надписи на камнях храма, одна из которых обозначала дату - 1492 год. Этот год был принят за время постройки церкви. Однако, как показали дальнейшие исследования, эти надписи – проба шрифта кладбищенских резчиков, и они никак не могут датировать храм. Современный исследователь С.В. Заграевский считает, что с большой долей вероятности храм Трифона в Напрудном был построен в 1470-1480-х годах московскими великокняжескими мастерами. С основанием храма мученика Трифона в Напрудном связано старинное московское предание. Некогда при одном из государей его сокольничий Патрикеев упустил любимого царского сокола и должен был заплатить головой, если не сыщет его в три дня. Несчастный пришел к Великому пруду, вблизи Сокольничьего леса, стал горячо молиться св. мученику Трифону и при его помощи нашел здесь улетевшего сокола. На этом месте сокольничий и поставил обетную белокаменную церковь. Это легенду, отнесенную к временам Ивана Грозного, изложил в своем романе «Князь Серебряный» А.К. Толстой. Но при сопоставлении исторических фактов и данных предания, выясняется, что московским государем, о котором идет речь, скорее всего, мог быть Иван III Васильевич (1462–1505), а «сокольничим» – приближенный Ивана III боярин и воевода Иван Юрьевич Патрикеев (1419-1499). В конце жизни Иван Юрьевич попал в опалу, и только заступничество духовенства уберегло его от казни. Бывший приближенный великого князя был пострижен в Троице-Сергиев монастырь, дорога к которому пролегала мимо села Напрудного, под именем Трифон. Соколиная охота имела в древней Московии настолько большое значение, что изображение конного сокольника с птицей чеканилось на монетах во времена Василия I и Василия II Темного. Конный сокольник в правление Иоанна III исчезает с московских монет, однако появляется на родовой печати князей Патрикеевых. Еще одним доказательством исторической подосновы предания является фреска, находившаяся на храме Трифона со стороны алтаря, изображающая всадника на белом коне с соколом на руке. Для подобного изображения нет мотивов ни в житии святого Трифона, где сказано, что он пас домашнюю птицу, ни в церковных молитвословиях, которые почитают его защитником полей и огородов от вредных насекомых. Греческая иконография знает образ Трифона, запечатленного пешим с крестом и серпом или виноградной лозой в руке. Но на Руси получило распространение именно такое изображение мученика Трифона - на коне с соколом в руках. А сам святой почитается еще и как помощник в нахождении пропажи и как покровитель охотников. После чумы 1771 года местность вблизи церкви св. мч. Трифона обезлюдела, храм оказался лишен прихода и его даже хотели закрыть. Но вместо этого, храм ожидало возрождение. После передачи иконы с мощами Трифона, церковь стала центром известного на всю Москву Трифоновского богомолья. Приезжавшие в Москву гости из Черногории, старались теперь непременно посетить эту древнюю святыню и приложиться к мощам. Вскоре к храму были пристроены новые приделы – Николая Чудотворца и Филарета Милостивого, а также колокольня. В 1883 году во время коронации Александра III Москву посетил черногорский князь Николай I Негош. Ему была поднесена копия чудотворной иконы из Трифоновской церкви. В 1889-1895 по проекту архитектора П.П. Зыкова-младшего была построена новая, с высокой колокольней и куполом церковь мч. Трифона, вмещавшая три с половиной тысячи богомольцев. При этом древний храм примыкал к новой церкви как небольшая часовенка. Трифоновская церковь, в итоге ставшая одной из самых больших в Москве, была закрыта в 1931 г. От полного разрушения ее спасло заступничество московских архитекторов, в 1932 г. направленными взрывами были уничтожены постройки XIX века, древний же храм удалось сохранить. В 1947-1948 годах он был отреставрирован архитектором Л.А. Давидом. Алтарная фреска с изображением мученика Трифона на коне была снята и передана в Третьяковскую галерею. Церковная жизнь храма возобновилась в 1992 году. Ныне он приписан к церкви Иконы Божией Матери Знамение в Переяславской слободе, расположенной во 2-м Крестовском переулке у площади Рижского вокзала. В церковь Знамения, единственную в округе не закрывавшуюся в советский период, была перенесена в 1930-х годах и поныне бережно сохраняется чудотворная икона мученика Трифона с частицами мощей из черногорского города Котора.

Е.Е Чернова

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ

1 комментария:

Цветок

Спасибо за подробное описание храма и его истории. Давно искала и не могла найти информацию про этот храм.

Яндекс.Метрика