Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта

Фотоэкспедиции

Журнал Молодёжной научно-исследовательской фотоэкспедиции «Садовое кольцо».Садовое кольцо: Площадь Красные Ворота: поход 30.03.2019 (часть II)

Журнал Молодёжной научно-исследовательской фотоэкспедиции «Садовое кольцо».Садовое кольцо: Площадь Красные Ворота: поход 30.03.2019 (часть II)

(Продолжение: Список основных архитектурных объектов фотодокументирования)

Ссылка на фото: https://yadi.sk/a/-9S7BE5jbNEfeA

…Как уже было отмечено в предыдущем выпуске — http://sadovoekoltso.com/sobytiya/meropriyatiya/zhurnal-molodyezhnoy-nauchno-issledovatelskoy-fotoekspeditsii-sadovoe-koltso-ploshchad-krasnye-vorot/, — нумерация домов на площадях Красные Ворота и Лермонтовской ведётся не по ним, а по примыкающим улицам. Пойдём кругом этих площадей по часовой стрелке:

· Садовая-Спасская улица, 21/1 — см. список архитектурных объектов фотографического документирования в отчёте о походе 16.03.2019 по Садовой-Спасской (часть 1-я, внешняя сторона): http://sadovoekoltso.com/sobytiya/meropriyatiya/zhurnal-molodyezhnoy-nauchno-issledovatelskoy-fotoekspeditsii-sadovoe-koltso-sadovaya-spasskaya-ulits/.

· Каланчёвская улица, 2/1 (в Красноворотском проезде) — административное девятиэтажное здание Информационного центра МПС (1980—1987 гг., арх. В. Нестеров, А. Ястребов, Ю. Кубацкий); ныне — Главный вычислительный центр ОАО «РЖД», банк «Открытие» и другие организации; здание построено на территории, которую в XIX — нач. XX вв. занимало огромное владение знаменитых фабрикантов и благотворителей, «шёлковых королей» Сапожниковых (усадьба — https://pastvu.com/p/362107, — парчовая фабрика, доходные дома), в том числе Владимира Григорьевича Сапожникова, устроителя в 1882 г. Красноворотского (современного Лермонтовского) сквера — образовавшийся в связи с этим Красноворотский проезд назывался иногда Сапожниковским (Сапожниковым?), как, например, на плане издания А.С. Суворина 1901 г.: http://www.retromap.ru/m/#071901_z16_55.770453,37.654094.

· Новая Басманная улица, 5 — здание поликлиники Наркомата (с 1946 г. — министерства) путей сообщения (1923—1933 гг., арх. И.А.Фомин; в числе архитекторов в литературе указываются также Н. Петров, А.Д. Тарле); ныне — Центральная поликлиника ОАО «РЖД». Как и соседнее здание информационного центра (Каланчёвская улица, 2/1), поликлиника сооружена на территории обширного дореволюционного владения Сапожниковых (см. выше).

· Новая Басманная улица, 4, строение 1, и 4—6, строение 16 — архитектурный ансамбль Куракинской богадельни («шпитали») для престарелых и увечных офицеров, первого в Москве частного благотворительного заведения (1731—1742 гг.; перестройки 1-й пол. XIX в. и 1902 г.; два жилых корпуса, № 4—6, строения 14, в глубине двора, и 16 — кон. XVIII в.); с 1820 г. — «странноприимный дом», а также «дом призрения имени князей Куракиных» (хотя называли и просто «богадельней», в том числе во «Всей Москве» и на планах; первоначально — «шпиталь», «гошпиталь»): https://pastvu.com/p/638049; https://pastvu.com/p/8810; уличная ограда — 1902 г., арх. М.С. Шуцман: https://pastvu.com/p/141907.

Богадельня с Никольским домовым храмом была сооружена князем Александром Борисовичем Куракиным по обету и завещанию его отца, князя Бориса Ивановича, сподвижника Петра I и дипломата; церковь Николая Чудотворца, сооружённая, вероятно, по мотивам римской церкви Сан Карло и примыкавшая к центральной части здания со стороны парадного двора, разобрана на стройматериал для Метростроя в 1934—1935 гг.: https://pastvu.com/p/35897; https://pastvu.com/p/61527; https://pastvu.com/p/61529; https://pastvu.com/p/61528; https://pastvu.com/p/35899; https://pastvu.com/p/35898; в советское время, до 1980-х гг., помещения богадельни использовались под жильё, затем — отчасти под учреждения, отчасти оказались заброшенными; в 1999—2003 гг. здание было отреставрировано и приспособлено под Московский дом национальностей, которым является поныне.

Главный дом усадьбы Куракиных (нач. — сер. 1790-х гг.; ныне — Новая Басманная ул., 4—6, стр. 2), сложившейся не позже сер. XVIII в. на территории того же их обширного владения, также с 1811 г. относился к богадельне, используясь как её доходный дом, однако он расположен уже несколько дальше по улице, ближе к соединительной ветви железной дороги,

и фактически не выходит на Лермонтовскую площадь, архитектурным оформлением которой ограничивается эта историческая справка: https://pastvu.com/p/598032; https://pastvu.com/p/227114.

· Новая Басманная улица, 2/1, строение 1 — здание Народного комиссариата путей сообщения; является результатом трёх основных этапов строительства, отразивших характерные для их времени архитектурные вкусы, а также характерные назначения четырёхугольника каменных корпусов с большим внутренним двором (при его сооружении и двух капитальных перестройках):

1) возведение каре двухэтажных каменных зданий Запасного двора Дворцовой канцелярии (то есть её складов и конторы) на месте горевшего в 1737, 1748 и 1753 гг. полкового Житного двора (очень небольшого, на самом углу Новой Басманной и проезда вдоль Земляного вала), также на месте лавок и харчевни между ним и владением Куракиных, а более всего — на «пустой земле» Кригс-комиссариата (1740—1760-е гг. — главным образом в 1753—56 гг., арх. В.И. Кафтырев, при участии в составлении проекта С.Я. Яковлева; не исключено также общее руководство и влияние Д.В. Ухтомского — по сути, главного московского архитектора 1750-х гг., одновременно строившего рядом Красные ворота); середина северного корпуса (с фасадом на Новую Басманную улицу и Сенную площадь) была выделена четвериком домовой церкви, второй свет которой возвышался над остальной частью здания подобием третьего этажа с куполом (к 1753 г. храм был уже построен; освящён по дню рождения императрицы Елизаветы — во имя мученика Севастиана; в 1763 г. его переименовали по дню рождения Екатерины II в честь священномученика Ианнуария, а имя мученика Севастиана в 1766 г. получил придел, устроенный тогда в тёплой трапезной к западу от холодной главной церкви, чей иконостас и обстановка сер. XVIII в. сохранялись до революции); по парадной композиции и дворцовому размаху нарядного главного фасада (украшенного сплошным рельефным узором барочных наличников и филёнок), а также, вероятно, по принадлежности к дворцовому, придворному ведомству за зданием постепенно закрепилось название «Запасный дворец» (хотя иногда продолжало встречаться и «Запасный двор»): https://pastvu.com/p/459403; https://pastvu.com/p/84865; https://pastvu.com/p/50372;

2) перестройка здания и надстройка его третьим этажом для Дворянского женского института в 1902—1906 гг. (начало работ в литературе датируется также 1901 и даже 1899 гг. — возможно, по первым связанным с ними документам и чертежам; арх. Н.В. Никитин, А.Ф. Мейснер, Н.Н. Чернецов; полное название учебного заведения — Институт московского дворянства для девиц благородного звания имени императора Александра III, в память императрицы Екатерины II): https://pastvu.com/p/107716; https://pastvu.com/p/253811; https://pastvu.com/p/444186; https://pastvu.com/p/444185; http://all-photo.ru/empire/index.ru.html?id=20454&kk=e1428290dd; до этих, весьма значительных и заметных изменений здание за полтора века его существования, конечно, и ремонтировали, и переделывали, но больше, видимо, внутри и фрагментарно (в том числе под квартиры для служащих) — например, в 1832—33 (арх. А.В. Белоголовов) и 1840-х гг. (арх. Н.И. Андреев и др.);

3) надстройка до пяти этажей и полная реконструкция корпусов в духе и формах конструктивизма — для сменившего Дворянский институт Наркомата путей сообщения (1933—1936 гг.; распространена также датировка 1932—1938 гг.; арх. И.А. Фомин, при участии Г.К. Олтаржевского): https://pastvu.com/p/80659; угол обновлённого архитектурного комплекса, обращённый к Садовому кольцу и площади (угол Новой Басманной и Садовой-Черногрязской), стала подчёркивать девятиэтажная башня с часами, перенявшая роль доминанты у ликвидированного купола церкви — перестроенный железнодорожный наркомат нашли похожим на локомотив с трубой, отчего скорые на прозвища москвичи и журналисты окрестили его «домом-паровозом»: https://pastvu.com/p/490; в течение всего советского и постсоветского времени здание уже не меняло своего назначения как административный центр ведомства путей сообщения: НКПС (РСФСР, затем СССР — 1918—1946 гг.), Министерства путей сообщения СССР (1946—1992 гг.), МПС России (1992—2004 гг.); с 2003—2004 гг. — ОАО «РЖД» (руководство, центральный аппарат).

В качестве памятника архитектуры местного значения здание было принято под государственную охрану в 1987 г.; в 1988—1989 гг. проводилась реставрация его фасадов; 2 марта 2009 г. в нём горели деревянные перекрытия между вторым и третьим этажами; в 2017—2018 гг. здание вновь реставрировалось (работы коснулись фасадов, балконов, кровель, водостоков, часов и внутренних коммуникаций); при обследовании строений отмечена сохранность сводчатых перекрытий XVIII в. (в главном корпусе), а также элементов внутреннего и, на дворовых фасадах, внешнего декора нач. XX в.; ныне здание числится памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.

В 1850-е гг. казённой квартирой в Запасном дворце пользовался как служащий Московской дворцовой конторы классик отечественной исторической науки Иван Егорович Забелин. В Дворянском женском институте в нач. XX в. обучалась и жила княжна Екатерина Александровна Мещерская, будущая писательница-мемуаристка, оставившая об этом учебном заведении свои воспоминания. Министерство путей сообщения в 1948—1977 гг. возглавлял — работая, разумеется, в его здании — Герой Социалистического Труда Борис Павлович Бещев (мемориальная доска). В 1991 г. была демонтирована установленная в 1967 г. при входе в министерство бронзовая доска с барельефным портретом Ф.Э. Дзержинского и надписью: «В этом здании с 1921 года по 1924 год работал на посту народного комиссара путей сообщения выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства Феликс Эдмундович Дзержинский» (скульп. А.А. Стемпковский, арх. Е.М. Сорин): https://pastvu.com/p/243496.

· Садовая-Черногрязская улица, 4, строение 1 — здание 3-го городского училища (1900 г., арх. А.А. Никифоров); на 1914 г. — одно из трёх казённых городских училищ 3-го разряда; в 1882 г., то есть ещё до постройки существующего дома, оно числилось 2-м, а в 1826 г., будучи также казённым, называлось «Частным народным училищем», поскольку «таких училищ было по одному в каждой полицейской части» — Сытин П.В. Из истории московских улиц: (Очерки). 3-е изд. М., 1958. С. 516—517; в 1980—1990-х гг. использовалось под учреждения системы профтехобразования и компьютерный учебно-демонстрационный центр; ныне, вероятно, сдаётся различным организациям, но ни одной вывески на фасаде нет (по данным сайта «Яндекс.Карты» — фирма по выкупу автомобилей «Max Price»).

· Садовая-Черногрязская улица, 6 (ныне принята нумерация по Хоромному тупику, указываемая, в частности, на сайте «Яндекс.Карты»: Хоромный тупик, 4, строения 1, 2, 3) — особняк С.П. фон Дервиза, затем Л.К. Зубалова, с флигелями и оградой (кон. XIX — нач. XX в.; арх. Н.М. Вишневецкий, Ф.О. Шехтель, Н.Н. Чернецов).

Главный дом, собственно особняк, построил для себя предприниматель, меценат и коллекционер Сергей Павлович фон Дервиз (1884—1886 гг., арх. Н.М. Вишневецкий; 1888—1890 гг., арх. Ф.О. Шехтель — увеличение дома пристройкой со стороны западного, точнее северо-западного, торца и внутренняя отделка помещений; тогда же по проектам Шехтеля на территории владения были сооружены «каменная стена по южной границе, службы и двухэтажный корпус на месте старого южного флигеля» — Памятники архитектуры Москвы: Земляной город. М., 1989. С. 251): https://pastvu.com/p/37339; https://moya-moskva.livejournal.com/528696.html.

Для следующего домовладельца, тоже известного предпринимателя, благотворителя и коллекционера, Льва Константиновича Зубалова, по линии улицы — на месте снесённого ради этого деревянного усадебного дома 1816—1821 гг. — была сооружена высокая ограда из гранитных блоков и серого камня (1911—1912 гг., арх. Н.Н. Чернецов); на боковой стороне западного пилона её ворот увековечены имена строителей: «Арх[итектор] Н.Н. Чернецовъ. Гран[итчик] И. Баюровъ. Камен[щик] К. Алексѣевъ. Десят[ник] А. Овечкинъ.»; очевидно, тогда же и тем же архитектором велись работы над флигелями и их фасадами, соответствующими ограде (до высоты четырёх этажей они были надстроены и, видимо, при этом перестроены уже в советское время — что открывается, в частности, благодаря фотографии Н.Н. Лебедева с колокольни Трёхсвятительской церкви: https://pastvu.com/p/826970). В связи с площадью Красные Ворота именно ради северного флигеля и помещается здесь эта историческая справка, поскольку после сноса в 1828 г. церкви Трёх Святителей его северная сторона стала архитектурно оформлять возникший на месте церковного владения скверик, а вместе с ним и

эту часть площади (особенно после превращения двух- или трёхэтажного брандмауэра в нарядный фасад солидного четырёхэтажного дома: https://pastvu.com/p/634991).

Не очень понятно, откуда в интернет-литературе пошло приписывать создание пристроенной, северо-западной части особняка не Шехтелю, а В.Г. Залесскому — возможно, потому, что в авторитетном словаре «Зодчие Москвы» оно приписывается другому Залесскому, Сергею Борисовичу (строителю разрушенного в 2003 г. «Военторга»), да и то под знаком вопроса (см.: Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма… М., 1998. С. 106). Особняк, два флигеля и уличная гранитная ограда были приняты под государственную охрану ещё в 1970-е гг. — Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной: (Список). М., 1980. С. 9.

По данным статьи о Л.К. Зубалове в «Московской энциклопедии» (Т. 1. Кн. 1. М., 2007. С. 624), особняк перешёл к нему в 1904 г., хотя, по другим сведениям, фон Дервиз решил покинуть Россию после событий 1905 г. и, прежде чем навсегда переехать во Францию, распродавал свою недвижимость около трёх лет. По кончине Зубалова в 1914 г. дом наследовали его вдова Ольга Ивановна и сын Лев, почётный член Румянцевского музея, куда в сентябре 1917 г. они передали семейные коллекции, оставшиеся на своём месте в качестве музейного филиала; в 1918—1921 гг., кроме филиала Румянцевского музея, в особняке располагалось также Центральное хранилище Государственного музейного фонда (затем зубаловские коллекции переместились в музей, а с его ликвидацией были в 1923—1925 гг. частью распределены по другим музеям, частью распроданы).

В 1930-х — нач. 1940-х гг. особняк с флигелями последовательно занимали Остехбюро (Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения) и созданный на базе его московского отделения НИИ-20. В октябре 1941 г. его сменил Государственный союзный завод № 627 — научно-производственная организация под руководством профессора А.Г. Иосифьяна, в биографии которого приводятся интересные, в духе военного времени, подробности перехода зданий к его учреждению: http://www.computer-museum.ru/galglory/iosifan.htm). При последовавших преобразованиях организации в НИИ № 627 (1944 г.) и Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики (ВНИИЭМ; 1959 г.) учреждение неизменно удерживало за собой особняк фон Дервиза и Зубалова, находящийся и ныне в распоряжении преемника института — АО «Корпорация «ВНИИЭМ».

С 1996 г. институт-предприятие, а теперь корпорация носят имя своего основателя, крупного учёного в области электротехники и ракетостроения, организатора науки и производства, академика Андроника (Андраника) Гевондовича Иосифьяна; его кабинет в особняке отмечен мемориальной доской в память о работе учёного с 1941 по 1993 г. в основанном им институте.

· Хоромный тупик, 2/6 — шестиэтажный кооперативный жилой дом сотрудников Народного комиссариата иностранных дел (1929 г., арх. А.И. Мешков) — https://pastvu.com/p/56678; в 1929—1935 гг. в нём жил нарком иностранных дел Максим Максимович Литвинов (мемориальная доска); известны имена шестнадцати жильцов этого дома, расстрелянных в период сталинских репрессий с 1937 по 1941 г.; в 2014—2017 гг. в рамках гражданской инициативы «Последний адрес» мемориальными табличками была увековечена на здании память пяти репрессированных — это были сотрудники НКИД, кадровые дипломаты Борис Николаевич Мельников, Михаил Андреевич Карский, Сергей Константинович Пастухов, Марк Абрамович Плоткин и Григорий Моисеевич Меламед. Ныне дом остаётся жилым, с магазинами на первом этаже.

· Вестибюль («южный», «наземный») станции метро Сокольнической линии «Красные ворота» (1935 г., арх. Н.А. Ладовский); сама станция была построена в 1931—1935 гг. по проекту арх. И.А. Фомина, о чём сообщает мемориальная доска, установленная слева от входных дверей, на фасаде, знаменитом формой раковины; вестибюль метро занял место дома В.О. Гиршмана — это было одно из трёх владений небольшого квартала между Трёхсвятительским (Боярским) переулком и Мясницким проездом, являвшееся как бы завершением этого квартала со стороны Красноворотской площади: https://pastvu.com/p/622885.

Дом, стоявший на месте вестибюля метро, представлял собой особняк известных общественных деятелей и коллекционеров, собирателей преимущественно русской живописи и антикварной мебели, супругов Гиршман — Владимира Осиповича, владельца игольной фабрики, мецената, и Генриетты Леопольдовны (к жемчужинам их коллекции относились их собственные портреты, написанные М.В. Добужинским, В.А. Серовым и К.А. Сомовым). У Гиршманов сложился один из наиболее заметных московских центров художественной и артистической жизни — в особняке бывали В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Добужинский («дом их, стоявший… почти вплотную к глядящим в окна дома триумфальным Красным воротам, был настоящий музей…»), К.А. Сомов («дом у Гиршмана большой, старинный, полон роскошных вещей и старины»), А.Н. Бенуа («…его особняк у Красных ворот в несколько лет до отказа наполнился превосходными вещами, главным образом картинами и рисунками…»), Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, С.А. Кусевицкий, К.С. Станиславский, В.И. Качалов и другие представители эпохи «серебряного века», выдающиеся в разных областях искусства.

После Февральской революции В.О. Гиршман вошёл Союз деятелей московских художественных хранилищ, в 1918 г. возглавил его как председатель, и в его доме было создано хранилище Музейного фонда, а в октябре 1919 г. открыт Музей мебели; однако, национализированные ещё в начале 1919 г., коллекции были в мае-июне 1920 г. вывезены из особняка в Нескучный дворец, для создававшегося там Музея декоративного искусства (мебель), и в Румянцевский музей (картины), а в середине 1920-х гг., с ликвидацией этих, распределены по другим музеям (мебель частично передана в учреждения); когда Гиршманы после 1922 г. эмигрировали в Париж, в особняке осталась часть их собрания и личный архив — см.: Полунина Н.М., Фролов А.И. Коллекционеры старой Москвы: Иллюстрированный биографический словарь. М., 1997. С. 112—120.

· Мясницкий проезд, 4/3 (Боярский переулок, 3/4) — комплекс доходных домов кон. XIX — нач. XX вв.; в 1910-е гг. домовладение принадлежало И.П. Исакову; пятиэтажный корпус по Мясницкому проезду с фасадом в стиле модерн (1900—1903 гг., арх. В.Ф. Валькот, И.Г. Кондратенко) был выстроен для Московского торгово-строительного акционерного общества; ныне — Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве и другие организации, а также магазины и аптека, расположенная в этом доме, по меньшей мере, с военных времён: https://pastvu.com/p/61361; https://pastvu.com/p/83631; https://pastvu.com/p/10581; Московское УФАС занимает и четырёхэтажный корпус по Боярскому, бывшему Трёхсвятительскому, переулку (судя по внешнему виду, здание было в недавнее время значительно реконструировано: https://pastvu.com/p/630984); после сноса, в связи со строительством вестибюля метро, особняка Гиршманов (см. выше) на Красноворотскую площадь из-за «раковины» вестибюля стали смотреть брандмауэры этих домов с несколькими, хаотично пробитыми окнами: https://pastvu.com/p/25528 (ныне стена довольно живописно раскрашена).

· Садовая-Спасская улица, 28/5 — см. список архитектурных объектов фотографического документирования в отчёте о походе 16.03.2019 по Садовой-Спасской (часть 2-я, внутренняя сторона): http://sadovoekoltso.com/sobytiya/meropriyatiya/zhurnal-molodyezhnoy-nauchno-issledovatelskoy-fotoekspeditsii-sadovoe-koltso-sadovaya-spasskaya-ulits_+II/.

· Скульптура «Сезонник», памятник М.Ю. Лермонтову и памятный крест:

1) мраморная скульптура «Сезонник» в Лермонтовском сквере, на невысоком постаменте из двух серых гранитных блоков (1929 г., скульп. И.Д. Шадр; давалось и название «Строитель»: https://pastvu.com/p/68548); первоначально скульптура была сделана из гипса (1929 г.), затем уже из мрамора (1929—1930 гг.; снимок 1960-х гг. зафиксировал текст предыдущей таблички, датирующей «Сезонника» 1930-м годом: https://pastvu.com/p/517482); копия, отлитая в бронзе (1948 г.), хранится в Третьяковской галерее; место установки скульптуры в Лермонтовском (Красноворотском) сквере связывают с находившейся неподалёку Биржей труда: https://pastvu.com/p/875883; https://pastvu.com/p/569457;

2) памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову (1965 г., скульп. И.Д. Бродский, арх. Н.Н. Миловидов, Г.Е. Саевич) — пятиметровая бронзовая статуя поэта на четырёхметровом

гранитном цилиндрическом основании у входа в носящий его имя сквер (со стороны Садового кольца), по другую сторону Каланчёвской улицы от мемориальной доски на месте дома, где он родился (открыта в 1964 г.); установка памятника, как и доски, знаменовала празднование стопятидесятой годовщины со дня рождения Лермонтова; архитектурно-скульптурное оформление монумента представляет собой широкую гранитную скамью и бронзовую прорезную рельеф-ограду с изображением героев «Мцыри» и «Демона», а также паруса из одноимённого стихотворения; на гранитном опорном пилоне ограды высечены слова из поэмы «Сашка»: «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…» и т.д.; в работе над скульптурой поэта весомое участие принял крупнейший исследователь его творчества Ираклий Луарсабович Андроников;

3) памятный крест из чёрного полированного гранита на месте церкви Трёх Святителей у Красных ворот, что в «Старых Огородниках», с указанием на нём дат строительства (1635 г.) и разрушения (1928 г.) храма, а также крещения в нём 11 октября 1814 г. М.Ю. Лермонтова (сквер на месте уничтоженной церкви и территории её владения находится в южной части современной площади Красные Ворота); на самом деле, 1635 г. является датой первого документального известия о храме, то есть символической датой постройки; М.И. Александровский отмечал, что церковь получала «ругу», а значит, существовала до Романовых; её разрушенное в 1928 г. каменное здание было построено позднее, в кон. XVII в., колокольня — в сер. XVIII в., придел — в 1823 г. (см.: Сорок сороков: В 4 т. / Авт.-сост. П.Г. Паламарчук. Т. 2. М., 1994. С. 475).

Ниже — площади Лермонтовская и Красные Ворота 30.03.2019 в фотографиях Вероники Летягиной.

Запись в экспедицию продолжается. Руководитель проекта — Дмитрий Андреевич Ястржембский, научный сотрудник Музея «Садовое кольцо» (тел.: (903) 732-32-12; e-mail: yastrdim@yandex.ru). Страница сообщества в сети: https://vk.com/public163974105.

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ

0 комментария:


Яндекс.Метрика