Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта

Мероприятия

Журнал Молодёжной научно-исследовательской фотоэкспедиции «Садовое кольцо». Садовая-Спасская улица: поход 16.03.2019

Журнал Молодёжной научно-исследовательской фотоэкспедиции «Садовое кольцо». Садовая-Спасская улица: поход 16.03.2019

Первый весенний поход фотоэкспедиции. «Март-марток — надевай семь порток». Отважились пойти Аня Варфоломеева и Вадим Макаров. Принять участие в работе попробовала также Ирина Чиркова.

Казалось бы, чего тут сложного? И чего экстремального при нулевой примерно температуре? Однако если учесть довольно свежий ветерок и постоянно поднятые с фотоаппаратом руки, если принять во внимание, что мы не бежали по делам и даже не гуляли, а медленно, методично занимались сплошным фотографическим документированием застройки, тогда понятно становится почему, как и в холодные месяцы прошлого года, периодические заходы в магазины и кафе были на этот раз точно так же необходимы — у рахитичного руководителя экспедиции в магазине электроники кровообращение возвращалось в прозябшие пальцы с болью.

В итоге, тратя время и на то, чтобы погреться, пробродили с Вадимом по улице и дворам часов до четырёх (спутницы наши уехали раньше, поучаствовав настолько, насколько могли), потом пошли чаёвничать в музей. Задачу, тем не менее, выполнили. Даже во двор перестроенного особняка Саввы Мамонтова поснимать отремонтированный врубелевский флигель нас на несколько минут пустили — да здравствует Управление ЗАГС города Москвы! Татьяна Тишкова фотографировала Садовую-Спасскую самостоятельно 3 марта. Мне удалось кое-что доснять после второго нашего похода (30 марта), о котором расскажем позднее. Словом, с миру по нитке — музею фотоархив.

Приводим список основных архитектурных объектов нашего фотографического документирования на Садовой-Спасской улице.

Внешняя, нечётная сторона: 
№ 1/2 — архитектурный ансамбль Спасских казарм — https://pastvu.com/p/2197; их наиболее старинные здания являются постройками городской усадьбы графа И.С. Гендрикова:

а) корпус 5 — главный усадебный дом (1768—1770 гг.; полагают, что в нач. 1770-х отделка продолжалась, причём под руководством арх. Я.А. Ананьина, жившего в этом доме в 1771—1773 гг.; ризалиты по сторонам заднего фасада — после 1832 г.); указываемое авторство В.И. Баженова документально не подтверждено, поэтому, оставаясь традиционной, но спорной гипотезой, признаётся более или менее вероятным на основании анализа архитектурной стилистики и территориальной близости усадьбы к дому Л.И. Долгова (1770 г.; просп. Мира, 16; приписывается Баженову, зятю владельца, с большей основательностью) — вряд ли стоит учитывать в качестве довода более поздние связи архитектора с московскими масонами, купившими в 1785 г. дом Гендрикова под свою «Типографическую компанию»;

б) корпус 6 — западный флигель усадьбы (посл. четв. XVIII в.; пристройка-ризалит у заднего фасада — после 1832 г.); считается, что именно это здание «Типографическая компания» использовала в 1785—1791 гг. под типографию (собрания общества проходили, очевидно, в главном доме, где, вероятно, находилась и квартира возглавлявшего «компанию» Николая Ивановича Новикова, знаменитого журналиста и книгоиздателя; ряд помещений в усадьбе был отведён под жильё типографских рабочих и аптеку);

в) корпус 5А (по указателю на фасаде; в «Яндекс.Картах» — стрение 7) — церковь; в основе — флигель XVIII в. (1770—1780-е гг.?) у юго-восточного угла главного дома; в 1870 г. приспособлен под Свято-Троицкую церковь, расширенную затем пристройкой с куполом до красной линии Садовой-Спасской (1910—1912 гг., арх. К.К. Гиппиус; придел Николая Чудотворца — с 1900 г.); после революции храм был закрыт и к настоящему времени не возобновлён;

г) корпуса 2, 3, 4 и 7 — четыре корпуса Спасских казарм, первоначально артиллерийских (1799—1804 гг. — двухэтажные, с мезонинами в центре; третьи этажи надстроены до 1815 г.; окончательная отделка в стиле позднего ампира — после 1832 г.).

В качестве памятника под охраной государства значится также казарменная ограда вдоль Садовой-Спасской (XIX в.); из поздних построек обращает на себя внимание часовня Георгия Победоносца, построенная между 2000 и 2005 гг. На Земляном валу против Спасских казарм в 1812 г. происходило формирование Московского ополчения; на их гауптвахте, в подземной тюрьме, в 1828—1829 гг. содержался в заключении поэт Александр Иванович Полежаев; во 2-й пол. XIX — нач. XX в. казармы занимал 2-й гренадерский Ростовский полк (чьей полковой церковью был Троицкий храм); в 1904 г. здесь чествовали героев морского боя при Чемульпо, уцелевших матросов крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»: https://pastvu.com/p/292397https://pastvu.com/p/111136https://pastvu.com/p/713868https://pastvu.com/p/712355https://pastvu.com/p/111131https://pastvu.com/p/111137https://pastvu.com/p/68609; в 1926—1941 гг. казармы (с 1920 г. — Красноперекопские) служили местом дислокации частей 1-й гвардейской мотострелковой Пролетарской дивизии (участвовала в битве за Москву 1941—1942 гг., остановила немцев под Наро-Фоминском); ныне — учреждения МВД и Министерства обороны России.

· № 3 (корпуса 1 и 2, строение 3) — два крупнопанельных 14-этажных жилых дома, связанные двухэтажным зданием магазина (1970 г., арх. И.З. Чернявский и др.; комплекс проектировался в 1961—1968 гг. как гостиничный); возведены в юго-восточной части бывшего владения Спасских казарм, на месте конюшен и сараев — https://pastvu.com/p/621808https://pastvu.com/p/28486; торговое помещение в советское время занимал Дом военной книги, ныне — магазин электроники «М.Видео».

· Проложенный в 1970-х гг. проспект Академика Сахарова и его застройка (1980-е гг.): https://pastvu.com/p/210045https://pastvu.com/p/215028https://pastvu.com/p/93936https://pastvu.com/p/96072.

· № 11/1 — здание Народного комиссариата земледелия СССР (Наркомзема СССР; 1928—1933 гг., арх. А.В. Щусев, при участии Д.Д. Булгакова, И.А. Француза, Г.К. Яковлева, А.З. Гринберга); впоследствии — Министерство сельского хозяйства СССР; ныне — Министерство сельского хозяйства РФ, его службы и ведомства.

· № 17/2 — доходный дом семьи Орлик (ок. 1915 г., арх. И.И. Флоринский); в 1910-х гг., по данным «Всей Москвы» на 1914 и 1917 гг., владение числилось за Е.В. Скребковой (вероятно, находившейся с Орликами в близком родстве или бывшей Орлик в девичестве); любопытно, что «Вся Москва» на 1914 г. указывает её владения и дальше по Орликову переулку, и на другой его стороне, а та же адресная книга на 1917 г. (содержащая, впрочем, сведения за предыдущий год, а иногда и двух-трёхлетней давности) указывает владение Скребковой на углу переулка и Садовой-Спасской как «пустопорожнюю землю».

Очевидно, на строительство восьмиэтажного здания были употреблены средства, вырученные Орликами от продажи своей земли под переулок, получивший их имя: «Для обращения частного проезда в городской и уширения его до первоначально установленной ширины в 7 саж. городом приобретено 740 кв. саж. по 50 руб. за 37.000 руб., с правом владелицы сохранить в аренде полосу земли, занятую постройками. Позднее, в целях уширения проезда до 10 саж. для проложения по нему путей электрического трамвая приобретено было ещё 315 кв. саж. с постройками за 141.500 руб. и уплачено за находящиеся на арендуемой земле постройки 9.033 руб., всего таким образом стоимость земли этого переулка определилась в 187.533 руб. <…>» (Пути сообщения в г. Москве по высочайше утверждённому плану регулирования / Сост. А.Н. Петунников. М., 1915. С. 188; приводятся ссылки на выпуски Журнала Городской думы и доклады Городской управы 1904—1912 гг.).

· № 19 — большое владение, границы которого в основном определились не позднее середины XIX в. (изображено на плане Хотева 1852—1853 гг.; «номер по части» — 5/5; см. также «План частей города Москвы» 1903 г.); очертания участка напоминают треугольник (правда, с неровными сторонами, или как бы усечёнными вершинами), так что его боковые границы, идущие в глубь квартала от Садовой-Спасской, постепенно сходятся; такая, почти треугольная конфигурация территории заметно отразилась на архитектуре её застройки — когда, в начале XX в., возводя на своём участке доходные дома, водочный заводчик Ф.И. Афремов стремился с максимальной выгодой использовать каждую квадратную сажень своей земли:

а) корпус (строение) 1 — восьмиэтажный доходный дом во всю ширину владения по Садовой-Спасской, с тремя эркерами на главном фасаде и тремя выступающими во двор ризалитами (1904—1905 гг., арх. О.О. Шишковский); здание поразило москвичей небывалой высотой и породило в газетной лексике неологизмы «небоскрёб» и «тучерез»; в 1978 г. на доме была установлена бронзовая мемориальная доска с рельефным изображением ракет: «В этом доме в 1932—1933 годах размещалась Группа изучения реактивного движения… Здесь энтузиасты космонавтики <…> спроектировали и построили первые советские жидкостные ракеты… Первым руководителем ГИРД был учёный-изобретатель Фридрих Артурович Цандер. В 1932 году начальником ГИРД был назначен Сергей Павлович Королёв…»; о том, что ГИРД работала в подвале этого дома сообщает также путеводитель Ю.А. Федосюка (Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. М., 1983. С. 404; То же. 2-е изд. М., 1991. С. 454) — между тем, в литературе распространено и утверждение, что пионеры ракетостроения работали не здесь, а в другом, дворовом корпусе того же владения — см. ниже; в доме жил и умер актёр Владислав Борисович Галкин (Сухачёв) (2009—2010 гг.);

б) корпус (строение) 2 — четырёхэтажный доходный «дом-треугольник» с внутренним двором, занимающий северный угол владения (1910-е гг.; арх. Н.И. Жерихов); отмечен мемориальной доской как охраняемый государством памятник истории в связи с тем, что именно в нём «в 1932—1933 гг. под руководством конструктора С.П. Королёва работала Группа изучения реактивного движения»; в 2014 г. дом стал известен скандальными историями незаконного, насильственного выселения жильцов и капитальным ремонтом здания вместо его ожидаемой реставрации — см.: Душкина Н. «Дом ГИРД» как модель реактивного уничтожения памятника // Архнадзор. 2014. 5 декабря // http://www.archnadzor.ru/2014/12/05/dom-gird-kak-model-reaktivnogo-unichtozheniya-pamyatnika/ (в данной статье, кстати, тоже подчёркивается, что в подвалах именно этого корпуса работала ГИРД);

в) корпус 3 — четырёхэтажный доходный дом у северо-западной границы владения (1890 г. (?); 4-й этаж, возможно, надстроен недавно); ныне — гостиница «Красные Ворота».

· № 21/1 — административно-жилое высотное здание на площади Красные Ворота (1947—1952 гг.; арх. А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев, инж. В.М. Абрамов; в литературе датой окончания строительства указывают также 1953 г., на воротах во двор значится 1951 г.; в 1954 г. открылся встроенный в здание второй вестибюль станции метро «Красные ворота»); 25-этажный административный корпус предназначался для Министерства путей сообщения СССР, однако впоследствии был занят выделившимся из этого ведомства союзным Министерством транспортного строительства; последнее возглавляли и, таким образом, работали в этом здании Евгений Фёдорович Кожевников (1954—1975 гг.) и Иван Дмитриевич Соснов (1954—1985 гг.) — мемориальные доски; к 2010-м гг. кабинеты «высотки» превратились в офисы различных административных и профсоюзных организаций, корпораций, банка; там же, в трёхэтажной полуротонде со стороны двора — ресторан «Лермонтов».

В квартирах дома проживали актёр Борис Петрович Чирков (1952—1982 гг., мемориальная доска), кинооператор и теоретик кино Анатолий Дмитриевич Головня (1952—1982 гг., мемориальная доска), театральный режиссёр Леонид Викторович Варпаховский (1960—1970-е гг.?), искусствовед Алексей Александрович Фёдоров-Давыдов (1952—1969 гг.), хирург Сергей Сергеевич Юдин (1953—1954 гг.) и строитель здания, архитектор Алексей Николаевич Душкин (1954—1977 гг., мемориальная доска). Весь комплекс корпусов административно-жилой «высотки» занял площадь четырёх дореволюционных владений, включая угловое с Каланчёвской улицей, где 3 (15) октября 1814 г. в двухэтажном каменном доме генерал-майора Ф.Н. Толя (снесён в кон. 1940-х гг.) родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (мемориальная доска) — https://pastvu.com/p/636773https://pastvu.com/p/636774https://pastvu.com/p/5114https://pastvu.com/p/539299.

По внутренней (чётной) стороне Садовой-Спасской улицы список основных архитектурных объектов нашего фотодокументирования будет готов через несколько дней.

Ниже — работа фотоэкспедиции на Садовой-Спасской 16 марта 2019 г. и внешняя сторона этой улицы 3, 16 и 30 марта 2019 г. в фотографиях Татьяны Тишковой и Дмитрия Ястржембского.

Запись в экспедицию продолжается. Руководитель проекта — Дмитрий Андреевич Ястржембский, научный сотрудник Музея «Садовое кольцо» (тел.: (903) 732-32-12; e-mail: yastrdim@yandex.ru). Страница сообщества в сети: https://vk.com/public163974105.

(Продолжение следует)

ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ

0 комментария:


Яндекс.Метрика