Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта

События

Журнал Молодёжной научно-исследовательской фотоэкспедиции «Садовое кольцо». Садовая-Спасская улица: поход 16.03.2019 II часть

(Продолжение)

Немного задержавшись (или много, если вы заждались), всячески извиняясь и рассчитывая на снисхождение, публикуем наконец список основных архитектурных объектов фотографического документирования по внутренней стороне Садовой-Спасской улицы, а также, разумеется, сами её фотографии, сделанные во время похода 16 марта 2019 года.

· № 2 — особняк В.С. Казаковой (1907—1908 гг., арх. А.А. Остроградский; возможно, при участии А.О. Гунста); построен по заказу известного чаеторговца Сергея Васильевича Перлова для его дочери Варвары Сергеевны, бывшей замужем за компаньоном Перлова Иннокентием Ивановичем Казаковым — https://pastvu.com/p/19343.

· № 4 — складские помещения (1888 г.; по «Всей Москве» на 1914 и 1917 гг. — С.В. Карзинкиной); ныне — образовательные центры полиграфических искусств и довузовской подготовки при Московском политехническом университете.

· № 6 — городская усадьба потомственного почётного гражданина, купца 1-й гильдии С.И. Мамонтова (в 1865—1900 гг.), затем — владение П.Н. Страхова (в частности, по данным «Всей Москвы» на 1914 и 1917 гг.):

а) строение 1 — здание мужской гимназии Петра Николаевича Страхова (1912 г., арх. А.Н. Зелигсон); в основе постройки сохранилась часть капитальных стен главного усадебного дома, который после первоначального своего сооружения (между 1812 и 1816 гг.) перестраивался, по-видимому, неоднократно, в том числе его владельцем последней трети XIX в., известным предпринимателем и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым (1896—1899 гг., арх. Л.Н. Кекушев — https://pastvu.com/p/88339; https://pastvu.com/p/88342; https://pastvu.com/p/88340); в советское время — корпус Полиграфического института (сохранилась надпись на фасаде); ныне — корпус Московского политехнического университета (Институт издательского дела и журналистики Высшей школы печати и медиаиндустрии);

б) строение 2 — флигель, построенный для Мамонтова по проекту и под руководством художника Михаила Александрович Врубеля (1891—1893 гг. — торцовая, северная часть корпуса; по определению автора здания — «с роскошным фасадом в романо-византийском вкусе» — https://pastvu.com/p/30648; в основе — одноэтажный служебный корпус 1870-х гг.; в 1895—1896 гг. была надстроена его остальная часть — южнее по восточному краю участка; в 1911 г. отделка фасадов частично изменялась); о своей работе над зданием художник писал, что «скульптура вся собственноручная» (цветные керамические вставки, украшавшие фасады, на доме не сохранились; майоликовые камины и печи флигеля хранятся в музее-заповеднике «Абрамцево»; львиная маска, предназначавшаяся, как полагают, для въездных ворот усадьбы — в Третьяковской галерее); ныне — Управление записи актов гражданского состояния города Москвы.

Помимо Врубеля, Мамонтова постоянно посещали, либо даже гостили у него, многие другие известные художники и выдающиеся деятели искусств — И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, В.М. и А.М. Васнецовы, Н.В. Неврев, И.И. Левитан, В.А. Серов, К.А. и С.А. Коровины, И.С. Остроухов, М.М. Антокольский, К.С. Станиславский, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов — https://pastvu.com/p/70516. В гимназии Страхова учились актёр А.П. Кторов и авиаконструктор А.С. Яковлев (описал гимназию в книге «Цель жизни»).

· № 8 — школьное здание (1936 г., арх. А.Н. Душкин, типовой проект); ныне — корпус школы № 1284. В литературе упоминаются две мраморные мемориальные доски (1965 г.), которыми отмечено это здание в память об учителях и учащихся школы (соответственно, 3 и 32 фамилии), «павших в боях за Родину в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (Песков

О.В. Мемориальные доски Москвы. М., 2009. С. 133) — доски, по словам охранника школы, находятся не снаружи, а в помещении.

· № 12/23 — большое владение на углу с Уланским переулком (в 1910-е гг. — в собственности А.И. Малюшина):

а) строение 1 — двухэтажный дом (1910-е гг.); возможно, в его основе сохранялась более ранняя постройка (1850 г.?), изображённая на плане А. Хотева 1852—1853 гг.; к 1982 г. капитально перестроен; ныне — НИИ «Сигнал»;

б) строение 2 — трёхэтажный (не считая полуподвала; раньше — четырёхэтажный) доходный дом на углу с Уланским переулком (1871 г.); в основе, вероятно, фрагментарно сохранилась более старинная постройка, отмеченная на планах 1838 и 1852—1853 гг.; в 1880-е гг. — меблированные комнаты «Восточные номера»; в них жили художники Исаак Ильич Левитан и Николай Павлович Чехов, брат писателя (нач. 1880-х гг.); «Восточные номера» упоминаются в рассказе А.П. Чехова «Ариадна» (1895 г.); ныне — жилой (верхние этажи; на первом — магазины, салоны и прочее) — https://pastvu.com/p/158477 (при сравнении этой фотографии с современной видно, насколько поднялся за последние полвека уровень тротуара и что Ю.А. Федосюк не ошибается, называя дом «четырёхэтажным» — Ю.А. Федосюк. Москва в кольце Садовых. М., 1991. С. 455);

в) строение 3 — вероятно, старинное (середины XIX в.?), но сильно перестроенное (а может, построенное в недавнее время заново) двухэтажное здание (отмечено на планах 1937 и 1952 гг.; деревянное, примерно на его месте — на плане А. Хотева 1852—1853 гг.); ныне, по данным «Яндекс.Карт» — автосервис.

· Перспектива проспекта Академика Сахарова («Новокировского»; открылась в 1982 г. после сноса одноэтажного особняка купчихи Е.С. Федотовой, домовладелицы 1910-х гг. — https://pastvu.com/p/835435; https://pastvu.com/p/835432), здание Минавиапрома (Уланский пер., 26; 1978—1986 гг., арх. Д.С. Солопов, В.В. Иванов; ныне — страховая компания «Согаз») и перед ним, на небольшой площади — мемориал жертвам политический репрессий «Стена скорби» (2017 г., скульпт. Г.В. Франгулян, арх. А.Г. Франгулян). Исчезнувшую застройку — особняк Федотовой, а также дома П.Н. Копытина с его пекарней и булочной-кондитерской, известные, кроме того, меблированными комнатами «Рига» (на углу с Уланским переулком) — находим на старых фото: https://pastvu.com/p/551690; https://pastvu.com/p/657136; https://pastvu.com/p/2558; https://pastvu.com/p/581591.

· № 18 — восьмиэтажный доходный дом домовладельческого товарищества «Великан» (1914—1915 гг., арх. А.В. Иванов, И.В. Рыльский); по данным «Всей Москвы» на 1914 г. (то есть в 1912—1913 гг., перед постройкой дома) владельцами участка являлись потомственные почётные граждане «Липгарт Эм. и Эд. Алдр. и Рингель Эм. Фед.» — представители известной династии московских предпринимателей германского происхождения Липгартов. Это огромное их владение, занятое заводом сельскохозяйственных машин (бывшим братьев Бутеноп), углубляясь внутрь квартала, выходило также в Уланский переулок и на Мясницкую улицу, где, в здании усадьбы А.И. Лобанова-Ростовского (ныне — ул. Мясницкая, 43) находилось правление товарищества «Эмиль Липгарт и Кº» — https://pastvu.com/p/82853; о заводе Липгартов на Мясницкой и продаже ими в декабре 1913 г. их колоссального владения акционерному обществу «Великан» см.: Дудина Т.А., Мудров Г.В., Рудикова Т.Г. Мясницкая улица, 43. М., 1994 (Биография московского дома). С. 85—95.

В 1920-е гг. в доме товарищества «Великан» находилось общежитие Центросоюза — https://pastvu.com/p/16690; здесь же какое-то время размещался центральный аппарат Главлесосбыта — в 1965 г. на фасаде здания открыта мраморная мемориальная доска, посвящённая памяти работников этого управления, «отдавших свою жизнь в боях за Родину на полях сражений Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» (10 фамилий погибших); ныне — ведомства и службы Министерства транспорта РФ (ФГКУ Росгранстрой).

· № 20 — доходный дом «классного художника», архитектора Н.Г. Зеленина, построенный по его собственному проекту (ок. 1910 г.); первоначально — четырёхэтажный; до восьми этажей, вровень с соседним, надстроен после Великой Отечественной войны — https://pastvu.com/p/670397; https://pastvu.com/p/48676; https://pastvu.com/p/25507; по данным «Википедии» (надо полагать, уже устаревшим) в доме не слишком давно находились издательство «Международные отношения» и Московский государственный театр «Варьете»; по данным «Яндекс.Карт», в нём размещаются, либо размещались совсем недавно Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции, Представительство мэрии Еревана в Москве и другие организации; ныне на уличном фасаде лишь одна табличка: «Минстрой России. Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве».

· № 22/49 — небольшое владение на углу с Мясницкой улицей, принадлежавшее до революции семье известных врачей Гагманов — Николаю Фёдоровичу (отцу), действительному статскому советнику, приват-доценту Московского университета, одному из основоположников отечественной ортопедии (по «Всей Москве» 1910-х гг., участок значился за его женой Зинаидой Фёдоровной) и Александру Николаевичу (сыну), выдающемуся хирургу и урологу, впоследствии, в 1924—1935 гг., организатору и научному руководителю Государственного рентгенологического института.

Застройка участка состояла, главным образом, из двух строений (в основе — 1830—1840-х гг.): двухэтажного, с антресолями во двор, каменного корпуса вдоль границы владения по Мясницкой (на Садовое кольцо выходил торцом в три окна) и небольшого домика, также двухэтажного (вероятно, деревянного), смотревшего фасадом в пять окон на Садовую-Спасскую — https://pastvu.com/p/40894; https://pastvu.com/p/67188; https://pastvu.com/p/835390; https://pastvu.com/p/104478. Последний в 1996—1997-х гг. был, по-видимому, снесён, а корпус на углу с Мясницкой продолжен стилизованным под старину «новоделом» до самого торца доходного дома архитектора Зеленина (№ 20); говоря о доме как о последнем по Мясницкой улице (то есть имея в виду сохранившийся вдоль неё корпус) Ю.А. Федосюк пишет, что «в 1920-х годах в здании находился Государственный институт музыкальной науки (ГИМН) с Музеем музыкальных инструментов, затем Москонцерт» (Москва в кольце Садовых. М., 1991. С. 239); ныне — Профсоюз ГУ МВД России по г. Москве.

· № 24/50 — четырёхэтажное «новое здание с псевдоисторическим фасадом» (Хроника уничтожения старой Москвы: 1990—2006. М., 2006. С. 109) и круглым угловым эркером-башенкой (ок. 1999 г.; ныне — ресторан «На мельнице» и компания «ФБК Grant Thornton»), а также, впритык к нему по Мясницкой — семиэтажный бизнес-центр «Пульман» (2008 г.). Эти новостройки сменили трёхэтажный, двухэтажный и одноэтажный домики 2-й трети XIX в., которые в 1910-х гг. принадлежали потомственным почётным гражданкам Е.И. и А.И. Щеткиным и до революции использовались под постоялые дворы и трактиры — https://pastvu.com/p/865134; https://pastvu.com/p/404256; https://pastvu.com/p/111459; https://pastvu.com/p/556759.

· № 26/3 — пустырь на месте снесённого около 2007 г. четырёхэтажного кирпичного доходного дома (1900 г. постройки) — https://pastvu.com/p/286363. Его разрушение открыло дворовый фасад другого доходного дома того же владения (Мясницкий пр., 3, стр. 1; 1910 г., арх. С.К. Готман; ныне — Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ) и двухэтажный кирпичный домик во дворе (Мясницкий пр., 3, стр. 4; ок. 1899 г.; ныне — Студия красоты Павла Самодурова). В 1910-х гг. владельцами этих домов были М.М. Левин (по «Всей Москве» на 1914 г.) и Э. Плум (по «Всей Москве» на 1917 г.).

· № 28/5 — торгово-деловой центр — строительные компании, магазины и прочие заведения (2007 г.); ради сооружения этого здания снесён доходный дом Эрлангеров (1902 г., арх. Г.А. Кайзер), которым принадлежал участок в нач. XX в. — https://pastvu.com/p/25528; https://pastvu.com/p/5994; https://pastvu.com/p/70083; https://pastvu.com/p/64231.

Ниже — внутренняя (чётная) сторона Садовой-Cпасской улицы в фотографиях Дмитрия Ястржембского 16 марта 2019 г.

Запись в экспедицию продолжается. Руководитель проекта — Дмитрий Андреевич Ястржембский, научный сотрудник Музея «Садовое кольцо» (тел.: (903) 732-32-12; e-mail: yastrdim@yandex.ru). Страница сообщества в сети: https://vk.com/public163974105.

(Продолжение следует)

9 мая 2019 — Виртуальная выставка «Вспомним всех поименно»

Проект «Вспомним всех поименно» существует в музее «Садовое кольцо» на протяжении нескольких лет. Ежегодно сотрудниками музея проводятся мероприятия, приуроченные ко Дню Победы в Великой Отечественной Войне.

«Сады Садового. Версия 2018» с Сильвией Александровой 18.04.2019

Почему стоит пойти на лекторий:

1. Вдохновиться примерами ландшафтного дизайна и получить практические советы: как сделать клумбу из многолетников, какие цветы лучше посадить в городском дворе;

2. Увлечься идеями овощного ренессанса и создать свой городской огород;

3. Открыть для себя мир забытых русских овощных культур и попробовать их вырастить;

4. Узнать о современных практиках городской экологии: почему не нужно стричь газоны, убирать листву, чем полезны зеленые крыши, и многом другом, что делает жизнь в городе чуть комфортнее.

Сильвия расскажет с позиции члена команды проекта о недавней реконструкции Садового кольца:

● какие идеи были применены в использовании многолетних растений;

● современные приемы в создании цветников;

● что из этого получилось реализовать, а что - так и осталось в проекте и почему.

Архитектор поделится с участниками экспертными наблюдениям: какой цветник лучше подойдет для современного городского двора.

Страница проекта “Цветочная история Москвы”: https://www.facebook.com/groups/urban.practices/

Лекторий проекта «Цветочная история Москвы» – «Зеленые трансформации города»

Дом, двор, город – кто мы по отношению к этим пространствам? Где граница, после которой начинается чужое и заканчивается свое? Что растет в нашем дворе, кем и для кого было посажено?

В рамках лектория «Зеленые трансформации города» обсудим как формируется экологическая культура города сегодня и на сколько это развитие соответствует мировым трендам? Какова роль частной инициативы в городском озеленении?

Лекторий «Зеленые трансформации города» реализуется в рамках проекта Ассоциации менеджеров культуры «Цветочная история Москвы». Проект нацелен на формирования культуры участия горожан в преобразовании дворовых пространств.

Площадки лектория: Ботанический сад МГУ “Аптекарский огород”, Музей Виктора Васнецова, Аполлинария Васнецова, Музей Садовое кольцо.

Почему стоит пойти на лекторий:

1. Вдохновиться примерами ландшафтного дизайна и получить практические советы: как сделать клумбу из многолетников, какие цветы лучше посадить в городском дворе;

2. Увлечься идеями овощного ренессанса и создать свой городской огород;

3. Открыть для себя мир забытых русских овощных культур и попробовать их вырастить;

4. Узнать о современных практиках городской экологии: почему не нужно стричь газоны, убирать листву, чем полезны зеленые крыши, и многом другом, что делает жизнь в городе чуть комфортнее.

Программа лектория “Зеленые трансформации города”:

Площадка: Ботанический сад МГУ “Аптекарский огород”:

6 апреля 12:00-13:00 “Эко-ориентированное городское садоводство” Анна Марсa, биолог, популяризатор садоводства, участник движения “Партизанские садоводы”. Расскажет про городское садоводство: как можно в городе оживлять пустующие

пространства, создавать сады во дворах, к каким последствиям приводит стрижка газонов в городе и многом другом, что делает наш город экологичнее.

Бонус. Тематический подарок начинающим городским садоводам: семена цветов и трав для двора.

12 апреля 19:00-20:00 “Овощной ренессанс. Старинные и забытые овощи русского огорода 18-19 веков.” Наталья Иванкевич, филолог, историк и популяризатор огородничества.

“Трипмадам, пимпинель, брунколь, рапунцель” - что это за таинственные названия? Можно ли их перевести на русский язык, попытаться вырастить и даже съесть?

Как и почему происходит возвращение овощных культур в города? Почему в Россию может снова вернуться эпоха овощного ренессанса.

13 апреля 12:00-13:00 “Как растительность может рассказать об эпохе” Антон Кочуркин, ландшафтный архитектор, основатель и художественный руководитель арт-парка и фестиваля Архстояние, лауреат премии в области ландшафтного искусства Domaine Shaumont-sur-loire (Франция) и национальной ландшафтной премии.

Площадка: Музей “Садовое кольцо”

18 апреля 19:00-20:00 “Сады Садового. Версия 2018”, Сильвия Александрова, ландшафтный архитектор.

Сильвия расскажет с позиции члена команды проекта о недавней реконструкции Садового кольца:

● какие идеи были применены в использовании многолетних растений;

● современные приемы в создании цветников;

● что из этого получилось реализовать, а что - так и осталось в проекте и почему.

Архитектор поделится с участниками экспертными наблюдениям: какой цветник лучше подойдет для современного городского двора.

Площадка: Музей Аполлинария Васнецова

21 апреля 14:00-15:00 “От городского огородничества к развитию органических форм управления городом” Николай Прянишников, архитектор, социокультурный проектировщик. Лекция будет посвящена ставшему в последние годы популярными городскому садоводству и огородничеству. Почему эта активность приносит массу социальных эффектов? И как городские огороды и сады способны менять общество?

Облако тегов и смыслов лектория:

#ГородскоеСадоводство #ЗеленыйДвор #ГородСад #ЗеленыйАктивизм #ЗеленыйПартизанинг #КультураВзаимодействие #ДворСад #ГородскиеПрактики #СовременныйДвор #Озеленение #Добрососеди #МосковскиеДворики #ЦветочнаяИсторияМосквы #ЗеленыйГород #СоучастноеОзеленение #ДворовоеСадоводство

Проект «Цветочная история Москвы» включает исследование московских традиций и культуры городского садоводства. Результаты исследования будут представлены в формате выставки и

маршрута по достопримечательным дворикам Садового кольца. Лекторий и проектные мастерские совместно с профессионалами — ландшафтными дизайнерами, историками, краеведами и архитекторами позволят местным жителям разработать «зеленые проекты» для своих дворов. Событийная точка проекта – выставка-фестиваль зеленых дворов Москвы. Проект реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы.

Дополнительная информация: info@amcult.ru www.amcult.ru https://www.facebook.com/amcult/

Страница проекта “Цветочная история Москвы”: https://www.facebook.com/groups/urban.practices/

Журнал Молодёжной научно-исследовательской фотоэкспедиции «Садовое кольцо». Садовая-Спасская улица: поход 16.03.2019

Первый весенний поход фотоэкспедиции. «Март-марток — надевай семь порток». Отважились пойти Аня Варфоломеева и Вадим Макаров. Принять участие в работе попробовала также Ирина Чиркова.

Казалось бы, чего тут сложного? И чего экстремального при нулевой примерно температуре? Однако если учесть довольно свежий ветерок и постоянно поднятые с фотоаппаратом руки, если принять во внимание, что мы не бежали по делам и даже не гуляли, а медленно, методично занимались сплошным фотографическим документированием застройки, тогда понятно становится почему, как и в холодные месяцы прошлого года, периодические заходы в магазины и кафе были на этот раз точно так же необходимы — у рахитичного руководителя экспедиции в магазине электроники кровообращение возвращалось в прозябшие пальцы с болью.

В итоге, тратя время и на то, чтобы погреться, пробродили с Вадимом по улице и дворам часов до четырёх (спутницы наши уехали раньше, поучаствовав настолько, насколько могли), потом пошли чаёвничать в музей. Задачу, тем не менее, выполнили. Даже во двор перестроенного особняка Саввы Мамонтова поснимать отремонтированный врубелевский флигель нас на несколько минут пустили — да здравствует Управление ЗАГС города Москвы! Татьяна Тишкова фотографировала Садовую-Спасскую самостоятельно 3 марта. Мне удалось кое-что доснять после второго нашего похода (30 марта), о котором расскажем позднее. Словом, с миру по нитке — музею фотоархив.

Приводим список основных архитектурных объектов нашего фотографического документирования на Садовой-Спасской улице.

Внешняя, нечётная сторона: 
№ 1/2 — архитектурный ансамбль Спасских казарм — https://pastvu.com/p/2197; их наиболее старинные здания являются постройками городской усадьбы графа И.С. Гендрикова:

а) корпус 5 — главный усадебный дом (1768—1770 гг.; полагают, что в нач. 1770-х отделка продолжалась, причём под руководством арх. Я.А. Ананьина, жившего в этом доме в 1771—1773 гг.; ризалиты по сторонам заднего фасада — после 1832 г.); указываемое авторство В.И. Баженова документально не подтверждено, поэтому, оставаясь традиционной, но спорной гипотезой, признаётся более или менее вероятным на основании анализа архитектурной стилистики и территориальной близости усадьбы к дому Л.И. Долгова (1770 г.; просп. Мира, 16; приписывается Баженову, зятю владельца, с большей основательностью) — вряд ли стоит учитывать в качестве довода более поздние связи архитектора с московскими масонами, купившими в 1785 г. дом Гендрикова под свою «Типографическую компанию»;

б) корпус 6 — западный флигель усадьбы (посл. четв. XVIII в.; пристройка-ризалит у заднего фасада — после 1832 г.); считается, что именно это здание «Типографическая компания» использовала в 1785—1791 гг. под типографию (собрания общества проходили, очевидно, в главном доме, где, вероятно, находилась и квартира возглавлявшего «компанию» Николая Ивановича Новикова, знаменитого журналиста и книгоиздателя; ряд помещений в усадьбе был отведён под жильё типографских рабочих и аптеку);

в) корпус 5А (по указателю на фасаде; в «Яндекс.Картах» — стрение 7) — церковь; в основе — флигель XVIII в. (1770—1780-е гг.?) у юго-восточного угла главного дома; в 1870 г. приспособлен под Свято-Троицкую церковь, расширенную затем пристройкой с куполом до красной линии Садовой-Спасской (1910—1912 гг., арх. К.К. Гиппиус; придел Николая Чудотворца — с 1900 г.); после революции храм был закрыт и к настоящему времени не возобновлён;

г) корпуса 2, 3, 4 и 7 — четыре корпуса Спасских казарм, первоначально артиллерийских (1799—1804 гг. — двухэтажные, с мезонинами в центре; третьи этажи надстроены до 1815 г.; окончательная отделка в стиле позднего ампира — после 1832 г.).

В качестве памятника под охраной государства значится также казарменная ограда вдоль Садовой-Спасской (XIX в.); из поздних построек обращает на себя внимание часовня Георгия Победоносца, построенная между 2000 и 2005 гг. На Земляном валу против Спасских казарм в 1812 г. происходило формирование Московского ополчения; на их гауптвахте, в подземной тюрьме, в 1828—1829 гг. содержался в заключении поэт Александр Иванович Полежаев; во 2-й пол. XIX — нач. XX в. казармы занимал 2-й гренадерский Ростовский полк (чьей полковой церковью был Троицкий храм); в 1904 г. здесь чествовали героев морского боя при Чемульпо, уцелевших матросов крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»: https://pastvu.com/p/292397; https://pastvu.com/p/111136; https://pastvu.com/p/713868; https://pastvu.com/p/712355; https://pastvu.com/p/111131; https://pastvu.com/p/111137; https://pastvu.com/p/68609; в 1926—1941 гг. казармы (с 1920 г. — Красноперекопские) служили местом дислокации частей 1-й гвардейской мотострелковой Пролетарской дивизии (участвовала в битве за Москву 1941—1942 гг., остановила немцев под Наро-Фоминском); ныне — учреждения МВД и Министерства обороны России.

· № 3 (корпуса 1 и 2, строение 3) — два крупнопанельных 14-этажных жилых дома, связанные двухэтажным зданием магазина (1970 г., арх. И.З. Чернявский и др.; комплекс проектировался в 1961—1968 гг. как гостиничный); возведены в юго-восточной части бывшего владения Спасских казарм, на месте конюшен и сараев — https://pastvu.com/p/621808, https://pastvu.com/p/28486; торговое помещение в советское время занимал Дом военной книги, ныне — магазин электроники «М.Видео».

· Проложенный в 1970-х гг. проспект Академика Сахарова и его застройка (1980-е гг.): https://pastvu.com/p/210045; https://pastvu.com/p/215028; https://pastvu.com/p/93936; https://pastvu.com/p/96072.

· № 11/1 — здание Народного комиссариата земледелия СССР (Наркомзема СССР; 1928—1933 гг., арх. А.В. Щусев, при участии Д.Д. Булгакова, И.А. Француза, Г.К. Яковлева, А.З. Гринберга); впоследствии — Министерство сельского хозяйства СССР; ныне — Министерство сельского хозяйства РФ, его службы и ведомства.

· № 17/2 — доходный дом семьи Орлик (ок. 1915 г., арх. И.И. Флоринский); в 1910-х гг., по данным «Всей Москвы» на 1914 и 1917 гг., владение числилось за Е.В. Скребковой (вероятно, находившейся с Орликами в близком родстве или бывшей Орлик в девичестве); любопытно, что «Вся Москва» на 1914 г. указывает её владения и дальше по Орликову переулку, и на другой его стороне, а та же адресная книга на 1917 г. (содержащая, впрочем, сведения за предыдущий год, а иногда и двух-трёхлетней давности) указывает владение Скребковой на углу переулка и Садовой-Спасской как «пустопорожнюю землю».

Очевидно, на строительство восьмиэтажного здания были употреблены средства, вырученные Орликами от продажи своей земли под переулок, получивший их имя: «Для обращения частного проезда в городской и уширения его до первоначально установленной ширины в 7 саж. городом приобретено 740 кв. саж. по 50 руб. за 37.000 руб., с правом владелицы сохранить в аренде полосу земли, занятую постройками. Позднее, в целях уширения проезда до 10 саж. для проложения по нему путей электрического трамвая приобретено было ещё 315 кв. саж. с постройками за 141.500 руб. и уплачено за находящиеся на арендуемой земле постройки 9.033 руб., всего таким образом стоимость земли этого переулка определилась в 187.533 руб. <…>» (Пути сообщения в г. Москве по высочайше утверждённому плану регулирования / Сост. А.Н. Петунников. М., 1915. С. 188; приводятся ссылки на выпуски Журнала Городской думы и доклады Городской управы 1904—1912 гг.).

· № 19 — большое владение, границы которого в основном определились не позднее середины XIX в. (изображено на плане Хотева 1852—1853 гг.; «номер по части» — 5/5; см. также «План частей города Москвы» 1903 г.); очертания участка напоминают треугольник (правда, с неровными сторонами, или как бы усечёнными вершинами), так что его боковые границы, идущие в глубь квартала от Садовой-Спасской, постепенно сходятся; такая, почти треугольная конфигурация территории заметно отразилась на архитектуре её застройки — когда, в начале XX в., возводя на своём участке доходные дома, водочный заводчик Ф.И. Афремов стремился с максимальной выгодой использовать каждую квадратную сажень своей земли:

а) корпус (строение) 1 — восьмиэтажный доходный дом во всю ширину владения по Садовой-Спасской, с тремя эркерами на главном фасаде и тремя выступающими во двор ризалитами (1904—1905 гг., арх. О.О. Шишковский); здание поразило москвичей небывалой высотой и породило в газетной лексике неологизмы «небоскрёб» и «тучерез»; в 1978 г. на доме была установлена бронзовая мемориальная доска с рельефным изображением ракет: «В этом доме в 1932—1933 годах размещалась Группа изучения реактивного движения… Здесь энтузиасты космонавтики <…> спроектировали и построили первые советские жидкостные ракеты… Первым руководителем ГИРД был учёный-изобретатель Фридрих Артурович Цандер. В 1932 году начальником ГИРД был назначен Сергей Павлович Королёв…»; о том, что ГИРД работала в подвале этого дома сообщает также путеводитель Ю.А. Федосюка (Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. М., 1983. С. 404; То же. 2-е изд. М., 1991. С. 454) — между тем, в литературе распространено и утверждение, что пионеры ракетостроения работали не здесь, а в другом, дворовом корпусе того же владения — см. ниже; в доме жил и умер актёр Владислав Борисович Галкин (Сухачёв) (2009—2010 гг.);

б) корпус (строение) 2 — четырёхэтажный доходный «дом-треугольник» с внутренним двором, занимающий северный угол владения (1910-е гг.; арх. Н.И. Жерихов); отмечен мемориальной доской как охраняемый государством памятник истории в связи с тем, что именно в нём «в 1932—1933 гг. под руководством конструктора С.П. Королёва работала Группа изучения реактивного движения»; в 2014 г. дом стал известен скандальными историями незаконного, насильственного выселения жильцов и капитальным ремонтом здания вместо его ожидаемой реставрации — см.: Душкина Н. «Дом ГИРД» как модель реактивного уничтожения памятника // Архнадзор. 2014. 5 декабря // http://www.archnadzor.ru/2014/12/05/dom-gird-kak-model-reaktivnogo-unichtozheniya-pamyatnika/ (в данной статье, кстати, тоже подчёркивается, что в подвалах именно этого корпуса работала ГИРД);

в) корпус 3 — четырёхэтажный доходный дом у северо-западной границы владения (1890 г. (?); 4-й этаж, возможно, надстроен недавно); ныне — гостиница «Красные Ворота».

· № 21/1 — административно-жилое высотное здание на площади Красные Ворота (1947—1952 гг.; арх. А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев, инж. В.М. Абрамов; в литературе датой окончания строительства указывают также 1953 г., на воротах во двор значится 1951 г.; в 1954 г. открылся встроенный в здание второй вестибюль станции метро «Красные ворота»); 25-этажный административный корпус предназначался для Министерства путей сообщения СССР, однако впоследствии был занят выделившимся из этого ведомства союзным Министерством транспортного строительства; последнее возглавляли и, таким образом, работали в этом здании Евгений Фёдорович Кожевников (1954—1975 гг.) и Иван Дмитриевич Соснов (1954—1985 гг.) — мемориальные доски; к 2010-м гг. кабинеты «высотки» превратились в офисы различных административных и профсоюзных организаций, корпораций, банка; там же, в трёхэтажной полуротонде со стороны двора — ресторан «Лермонтов».

В квартирах дома проживали актёр Борис Петрович Чирков (1952—1982 гг., мемориальная доска), кинооператор и теоретик кино Анатолий Дмитриевич Головня (1952—1982 гг., мемориальная доска), театральный режиссёр Леонид Викторович Варпаховский (1960—1970-е гг.?), искусствовед Алексей Александрович Фёдоров-Давыдов (1952—1969 гг.), хирург Сергей Сергеевич Юдин (1953—1954 гг.) и строитель здания, архитектор Алексей Николаевич Душкин (1954—1977 гг., мемориальная доска). Весь комплекс корпусов административно-жилой «высотки» занял площадь четырёх дореволюционных владений, включая угловое с Каланчёвской улицей, где 3 (15) октября 1814 г. в двухэтажном каменном доме генерал-майора Ф.Н. Толя (снесён в кон. 1940-х гг.) родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (мемориальная доска) — https://pastvu.com/p/636773; https://pastvu.com/p/636774; https://pastvu.com/p/5114; https://pastvu.com/p/539299.

По внутренней (чётной) стороне Садовой-Спасской улицы список основных архитектурных объектов нашего фотодокументирования будет готов через несколько дней.

Ниже — работа фотоэкспедиции на Садовой-Спасской 16 марта 2019 г. и внешняя сторона этой улицы 3, 16 и 30 марта 2019 г. в фотографиях Татьяны Тишковой и Дмитрия Ястржембского.

Запись в экспедицию продолжается. Руководитель проекта — Дмитрий Андреевич Ястржембский, научный сотрудник Музея «Садовое кольцо» (тел.: (903) 732-32-12; e-mail: yastrdim@yandex.ru). Страница сообщества в сети: https://vk.com/public163974105.

(Продолжение следует)

Яндекс.Метрика