Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта

Выставки музея

Онлайн выставка "Мистика портрета"
21 Дек

Онлайн выставка "Мистика портрета"

Смотреть видео-лекцию Сергея Подстаницкого «Загадки старого портрета»

Музей «Садовое кольцо» представляет онлайн-выставку портретов неизвестных из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких. Тема старого портрета привлекает к себе своей загадочностью, иногда почти мистичностью: интересно вглядеться в изображения давно ушедших людей и что-то понять о них, может быть даже установить с ними некую связь. «Начнешь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ»,– сказал один из знаменитых киногероев. Вдвойне интересно понять что-то о портрете человека неизвестного.

Перипетии и трагедии ХХ века затронули не только людей, но и памятники материальной культуры. Что-то безвозвратно погибло, а что-то потеряло свои имена. В музейных и частных собраниях хранятся тысячи портретов наших предков, чьи имена оказались забыты. Конечно, активно ведутся работы специалистов по атрибуции этих изображений. Иконографические исследования последнего десятилетия, использование историко-предметного метода атрибуции позволили вернуть имена сотням портретов неизвестных. Но работы еще очень много!

На выставке представлены работы замечательных и известных живописцев: представитель русской академической школы – Пимен Орлов; талантливые иностранцы-путешественники по России – Никола Делапьер, Мартин Квадаль, Карл Мазер, Анри Ризенер, Генрих Тишбейн и Луи Токке. Работы этих мастеров украшают залы крупнейших мировых музеев, а сейчас с их творчеством можно познакомиться на виртуальной выставке из любого уголка мира.

В предновогодние дни мы предлагаем каждому посетителю музея отгадать загадку старых портретов. На виртуальной экспозиции представлены портреты тех персон XVIII-XIX вв., чьи имена пока неизвестны. Портреты купцов и мещан, родовитых аристократов и боевых офицеров, прекрасных дам и благородных дворян в атмосфере старого московского особняка обретают новую жизнь. Каждый зритель, может попробовать стать настоящим экспертом. Отталкиваясь от запечатленных физиогномических черт и всевозможных атрибутов, мы предлагаем каждому пофантазировать о личности изображенного, чертах его характера и о его месте в истории.

Присылайте свои истории на почту музея: museum-sk@mail.ru с пометкой «Загадки старого портрета» до 10 января 2021 года. Лучшие истории будут опубликованы у нас на сайте!


Рисунок1.png

ПОДСТАНИЦКИЙ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (SERGEY PODSTANITSKIY)
Историк искусства, коллекционер.
Выпускник отделения истории искусств факультета музеологии Российского Государственного Гуманитарного Университета (1998).

Во время обучения в университете стажировался в отделе экспертизы Государственного научно-исследовательского института реставрации, после чего работал в отделе научной экспертизы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, специализируясь на творчестве русских художников-баталистов XIX-начала ХХ вв. Автор множества по истории портретов и портретных миниатюр; публикаций по вопросам атрибуции русского портрета XVIII и XIX вв.

Сергей Подстаницкий известен также как коллекционер русского искусства XVIII – начала ХХ столетий, отдельные предметы из его собрания неоднократно экспонировались в различных российских музеях и выставочных залах. Благодаря экспертным знаниям коллекционер обнаружил три живописных полотна, происходящих из коллекции императора Николая I и похищенных в годы Второй Мировой войны из царскосельского музея на европейских аукционах. Полотна были выкуплены, атрибутированы и безвозмездно переданы в собрание Государственного музея-заповедника «Царское Село».

Сергей Подстаницкий известен как постоянный даритель и меценат. Он неоднократно передавал в дар музеям произведения искусства из своей коллекции, среди них одни из крупнейших музеев Российской Федерации: Государственный исторический музей, Государственный музей-заповедник «Царское Село», Музей-панорама «Бородинская битва», Государственный музей А.С.Пушкина.
С 2013 года является издателем сборника «Материалы по русской иконографии», объединившего ведущих специалистов по истории русского портрета. В данный момент готовится к выпуску 8-я часть этого издания.

Страница коллекционера Сергея Подстаницкого : https://www.facebook.com/profile.php?id=100000517256681


Экспозиция выставки: 1 зал


IMG_5386.JPG  мистикапортреты2.jpg портрет.jpg Без имени-1.jpg 20201217_115759.jpg 20201217_120010.jpg


Нажмите на фото, чтобы увеличить

Рисунок7.jpg

Портрет молодой дамы

1797 г. Холст, масло. 69,5 х 55 см. Слева внизу подпись: «F.Tischbein. p: 1797».


Иоганн Фридрих Август Тишбейн (известный, как Лейпцигский Тишбейн) (нем. Johann Friedrich August Tischbein;9 марта 1750, Маастрихт, Голландия -21 июня 1812, Гейдельберг, Германия) — немецкий художник эпохи классицизма, мастер портрета.
Родился в семье художников-портретистов. Работал в многих городах Германии Италии, Франции. В 1780 году становится придворным художником Фридриха Карла Августа, графа Вальдек-Пирмонта. В Нидерландах по поручению своего покровителя усовершенствовал навыки в портретной живописи. В начале XIX века посетил столицу Российской империи город Санкт-Петербург, где написал несколько портретов придворных императора и представителей аристократии.

Рисунок8.jpg

Дама с веером


1893 г. Холст, масло. 85,8 х 60,3 см. Справа вверху: «G.Lehman 1893».


Леман Юрий Яковлевич (21 февраля 1834 (г.Елатьма Тамбовской губ.) - 10 августа 1901 (Санкт-Петербург)Учился в Академии Художеств с 1850 г. Получил медали: в 1853 г. - 2 серебряную; в 1856 г. - 1 серебряную; в 1857 г. - 1 серебряную; в 1862 г. - 2 золотую за картину "Прощание с женихом"; в 1863 г. - звание художника с правом на чин XIV класса. (Кондаков). Художник жил в Париже, где был известен, намного более, чем в России своими женскими портретами.



Рисунок9.jpg
 Портрет дамы с цветком


1838 г. Холст, масло. 114 х 92 см. Слева внизу: «C.P.Mazer 1838».

Карл Петер Мазер (швед. Carl Peter Mazer; 1807 (Стокгольм) – Неаполь (1884). Шведский художник и фотограф (дагерротипист). С юных лет увлекался живописью, учился в Академии изящных искусств в Стокгольме. С 1825 года перезжает в Париж, где становится учеником Антуана Гро. В 1838 году приезжает в Санкт-Петербург, где проводит около 15 лет, проживая в различных городах Российской империи. Путешествовал по Волге, делая зарисовки быта и природы. Решение создать серию портретов русских революционеров, находящихся в ссылке, приводит мазера в Сибирь, где он начинает писать групповой портрет жены и детей декабриста А.М.Муравьева. К сожалению, работа так и не была закончена, художник был выслан из Тобольска, где находился на поселении «мятежник». В начале 1851 года Мазер открыл дагерротипное заведение в Москве, в Газетном переулке (ныне Камергерский переулок), в доме Ланской. В 1852 году Карл Петер исполнял как дагерротипные, так и фотографические портреты, а также принимал заказы на копии с масляных картин, дагерротипных и акварельных портретов и с гравюр. После возвращения в Стокгольм, в 1854 году, Карл Мазер переключился на фотографическое искусство, создав в 1864 году руководство по фотографии.


IMG_5389.JPG
Портрет дамы с табакеркой

1770-1780-е гг. Холст, масло. 85,2 х 64,2 см.

Неизвестный художник.



Рисунок11.jpg
  Портрет неизвестной


1810–1820-е гг. Холст, масло. 65,5 х 54,8 см. Справа внизу: «Riesener».

Ризенер Анри Франсуа (Riesener) (19 октября 1767-7 февраля 1828, Париж).

Французский живописец, мастер парадного светского портрета. Характерный представитель классицизма и раннего романтизма. Создатель натурных портретов Наполеона и Александра I. Родился в семьи знаменитых краснодеревщиков немецкого происхождения. Отец художника служил при дврое Людовика XVI – мебельщиком. Его стилистические решения стали началом развития классицизма в интерьере, а изобретение «механизма для откидывания цилиндрической крышки бюро» до сих пор используется в современном изготовлении мебели. Анри-Франсуа учился в Королевской академии живописи, скульптуры и архитектуры. Его натурный «Портрет Наполеона» имел колоссальный успех. Он был повторен более 50 раз. После войны 1812 года и появления в Париже русских военных Анри-Франсуа выполнил множество заказов гвардейских офицеров. После 1816 года Ризенер обосновывается в Санкт-Петербурге, где пишет портреты по заказу Александра I и императрицы Марии Федоровны, князя Юсупова и других именитых дворян. Работы Ризенера представлены в различных французских собраниях, а также в коллекциях Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Музея−усадьбы «Архангельское» и др.




Рисунок12.jpg
Портрет неизвестного с орденом Св. Людовика 

1760-е гг. Холст, масло. 81,2 х 65,4 см.


  Луи Токке (фр. Louis Tocqué) (19 ноября 1696 года-10 февраля 1772 года, Париж, Франция). Его отец, который также был художником, умер в апреле 1710 года. С молодых лет участвовал в парижском салоне. Получил известность во Франции и других европейских странах благодаря созданию портретов французских королевы, дофина и его супруги. В 1734 году стал членом Парижской академии. В 1756 году приезжает в столицу Российской империи Санкт-Петербург, где находится 18 месяцев. За это время создал несколько портретов Елизаветы Петровны (из них два, во весь рост, — в Романовской галерее Зимнего дворца и в Большом Царскосельском дворце, один, коленный, — в Александровском Царскосельском дворце и другой коленный — в Версальском дворце близ Парижа). На обратном пути из России в Париж в 1760 году остановился в Копенгагене, где написал портреты датского короля, королевы и некоторых принцев.


Рисунок13.jpg
  Портрет корнета Конно-егерского короля Виртембергского полка. 

Начало 1830-х гг. Холст, масло. 28 х 23 см. 

Неизвестный художник

Изображен со Знаком отличия Военного ордена, орденом «Virtuti Militarie» и бронзовой медалью «В память Отечественной войны 1812 года».

Рисунок14.jpg
Портрет неизвестного


конец 1830 – начало 1840-х гг. Холст, масло. 31 х 26 см

.
Изображен с орденами Св. Анны 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени и Св. Владимира 4-й степени.

Орлов Пимен Никитич (1812, хутор Мало-Фощеватый, Воронежская губерния-24 сентября 1865, Рим, Папская область). Русский художник с детства любил рисование и несмотря на несогласие своей семьи, решил посвятить живописи всю свою жизнь. Еще подростком становится учеником у художника-самоучки. Освоив азы мастерства, знакомится с местным представителем дворянства, который направляет его в Санкт-Петербург в Императорскую Академию художеств. Пимен попадает в портретный класс Карла Брюллова. Из работ студенческой поры наиболее удачными являются портреты Олениной и полковника князя Голицына. В 1837 году художник выпускается из Академии с серебряной медалью первой степени, полученной им за портреты с натуры князя Голицына, госпожи Тимофеевой и девицы Эссен, и званием свободного художника. В 1841 году Орлов отправляется в Италию. Где становится известным благодаря работам, выполненным в традиционном итальянском варианте бытового классицизма с его преувеличенной красотой в изображении персонажей и обстановки. В Россию художник так и не вернулся.



IMG_5385.JPG 

Портрет дамы с красным поясом


к. 1820-х – н. 1830-х гг. Холст, масло. 27 х 21 см.


Шарль Гийом Александр Буржуа (16 декабря 1759 - 7 мая 1832) французский физик и художник.
Как художник он известен по своему серому Camaïeu. En camaïeu - техника, в которой используются два или три оттенка одного цвета , кроме серого, для создания монохроматического изображения без учета местного или реалистичного цвета. Когда изображение монохромно отображается в сером цвете, это называется гризайль; когда в желтом - клетчатка . Термин также применяется к монохромной живописи эмалями. В этой технике используется наращивание белой эмали для создания бликов и светлых участков. Однако вместо использования черного фона, как в гризайле, сначала наносится прозрачная эмаль под белыми. Этот прием часто используется для изготовления табакерок , часов и медальонов. Часть портретов Буржуа находятся в Луврском музее . Физика была второй неотьемлимой части уникального художника. Он занимался оптикой.


Рисунок16.jpg
 Портрет бригадира пехоты

1770 – 1780-е гг.

Неизвестный художник. Холст, масло. 33,0 х 28,7 см. (овал).



Рисунок17.jpg
  Портрет фрейлины императрицы Марии Федоровны

к. 1790-х – н. 1800-х гг. Дерево, масло. 15 х 11,9 см.

Строли  Петер Эдуард (Стролей, Стролинг, Stroely, Straely, Stroeling) (1768 – после 1826). Портретист из Германии или Российской империи, который провел свои последние годы в Лондоне. Он работал маслом и в миниатюре и написал несколько королевских портретов. Строли родился в 1768 году в городе Дюссельдорфе. Работал в разных европейских городах, а также в Санкт-Петербурге. В Россию он прибыл на коронацию Павла I и пробыл до 1802 года. Этот период можно назвать одним из самых плодотворных в творчестве художника. Приехав уже сложившимся мастером, он стал одним из представителей «россики».


Экспозиция выставки: 2 зал


 IMG_5382.JPGIMG_5381.JPGIMG_5371.JPG20201217_120122.jpg




Рисунок21.jpg
 

 Портрет предводителя дворянства

1840-е гг. Металл, масло.

Изображен в губернском дворянском мундире с орденом Св. Анны 3-й степени.

Неизвестный художник.


До революции 1917 года в Российской империи дожность пердводителя дворянства была одной из самых важных в системе сословного самоуправления дворянства и местного самоуправления. Должность учреждена императрицей Екатериной II в 1785 году.

Рисунок22.jpg
Портрет матери с дочерью

1790-е гг. Дерево, масло.


Мартин Фердинанд Квадаль (нем. Martin Ferdinand Quadal; 28 октября 1736, Моравия – 30 декабря 1808, Санкт-петербург). Австрийский художник и гравер; академик живописи; представитель австрийской школы. Работал в Австрии, Англии, Голландии, Германии, Италии, Франции и в Российской империи. Во Франции работал у Людовика-Жозефа де Бурбона восьмого принца Конде. По приглашению императора Павла I приезжает в России, где в 1791 году писал образа для царских дверей в Троицкий собор Александро-Невской лавры. За время прибывания в России были написаны следующие работы: Коронование императора Павла І (куплена князем A. B. Куракиным); коронование императора Александра I; смотр прусских войск в Берлине в присутствии прусского короля, Великого Князя Павла Петровича и фельдмаршала графа П. А. Румянцева и портреты: супруги графа Румянцева (находится в Румянцевском музее в Москве), автопортрет (1804; находился у Ф. Ф. Мосолова), императора Александра І (1804), Великого Князя Константина Павловича (1808), графа Н. И. Салтыкова (1808), князя Юсупова в мальтийском костюме.

Рисунок23.jpg

Портрет почтового чиновника с сигарой

1830-1840-е гг. Холст, масло

Неизвестный художник.

Главное управление почт и телеграфов. Государственный орган дореволюционной России в 1884-1917 годах, курировал вопросы организации и деятельности почтово-телеграфной службы. В 1830-1865 годах также существовал Орган с похожим названием Главное управление почт. 22 мая 1884 года было создано Управление в составе Министерства внутренних дел Российской империи в результате объединения в едином ведомстве почтовой и телеграфной отраслей связи. Реорганизация ведомства была осуществлена в целях сокращения расходов по содержанию почтовых и телеграфных контор. 28 мая 1885 года для заведования на местах почтовой и телеграфной частями были учреждены почтово-телеграфные округа первого и второго разрядов. Почтовые учреждения Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы и Одессы состояли в непосредственном ведении Главного управления.


Рисунок24.jpg  
 

Портрет молодого человека

1780-е гг. Холст, масло


Рисунок25.jpg

Портрет молодого человека

1780-е гг. Холст, масло     

                              


Делапьер (De La Pierre) Никола Бенжамен (ок. 1739-24 января 1802). Известный французский живописец, портретист. На протяжении многих лет работал в Российской Империи, в 1767 в Москве, с 1768 году в Санкт-Петербурге, где преподавал в Императорской Академии художеств и писал портреты членов семьи графа П.Б.Шереметьева. В 1770 году признан «назначенным» в академики петербургской Академии художеств, в том же году получил звание академика за портрет «Екатерины II». Являлся придворным живописцем Екатерины II. Работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и в других собраниях.


Рисунок26.jpg

Портрет купчихи 


1830-е гг. Холст, масло


Неизвестный художник ярославской школы


Рисунок27.jpg
Портрет купца 


Середина XIX в. Холст, масло


Неизвестный художник ярославской школы


Рисунок28.jpg
  Портрет неизвестного в образе рыцаря

1851 г. Холст, масло


Видмайер Теодор (Theodor Wilhelm Paul Widmayer) (1828–1883). Немецкий художник, жанрист, портретист, фотограф. Учился в Штутгартской художественной школе, с 1849 по 1853 год брал частные уроки у Генриха фон Рустиге. Продолжил обучение в Брюссельской художественной академии (1854-1857). Затем вернулся в Штутгарт. В 1858 году открыл фотостудию «Pfann & Widmayer» вместе с Кристианом Пфаном.


Рисунок29.jpg
  Портрет неизвестного поручика гвардейской артиллерии

1830 – 1840-е гг. Холст, масло

Неизвестный художник.

Поручик (польск. porucznik, чеш. poručík) — чин, воинское звание младшего офицерского состава, соответствующее званию лейтенанта.

Рисунок30.jpg

Портрет купца с медалью «За возобновление Зимнего дворца»

1840-е гг. Холст, масло

Неизвестный художник.


Изображен с фрачной серебряной медалью. «За возобновление Зимнего дворца», которой награждались лица, имевшие отношение к восстановлению дворца после пожара 1837 г. Медаль была учреждена в декабре 1837 г.


ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ

1 комментария:

Мария

Очень классная выставка, жаль, что нельзя прийти в музей и посмотреть!


Яндекс.Метрика