Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта

Выставки музея

Предметы из фондов музея
28 Мар

Предметы из фондов музея

Музей "Садовое кольцо" продолжает свою работу в режиме онлайн! Ознакомиться с экспозицией и узнать еще больше о предметах можно в нашей новой рубрике "Предметы из фондов музея"!

CMxbso4OGpU.jpg
 

Пластинчатые орнаментированные браслеты, фрагменты бусин из стекла и сердолика, фрагменты перстней. XII-XIII вв.


lG6MkcWLKIw.jpg  o5Iun4HN5zY.jpg

Височные кольца или усерязи


(русск.-церковнослав. усерѧзь жен. серга, сережка, ушная украса) считаются наиболее характерной частью традиционного средневекового костюма Руси. Славянские женщины подвешивали височные кольца к головному убору на лентах или ремешках, красиво обрамлявших лицо. Вставляли в мочку уха, как серьги. Иногда же височные кольца, нанизывали на ремешок, образовывали венец вокруг головы. 
У славянских племен были разные формы и особенности височных колец: браслетообразные у кривичей, спиралевидные у северян, семилопастные у вятичей, ромбощитковые у новгородских словенок. 
В экспозиции нашего музей представлены фрагменты семипалостных и проволочных височных колец из меди и биллона XII-XIII вв.

NiNYxCIuNoY.jpg


rTz4djy56gc.jpg

А вы знали, что табак называли «чертовым ладаном», а курение - «дьявольским каждением»?



Согласно указу Михаила Фёдоровича от 1634 г употребление табака было запрещено под страхом смертной казни. И только при Петре I был издан указ, разрешающий людям разных чинов употребление и продажу табака. Тогда же был заключён договор с англичанином Кармартеном на право ввоза и продажи табака, немецких «никоциантских трубок», «никоциантских коробочек» (табакерок) и других принадлежностей для курения. Курительные трубки поступали в страну из Европы и Османской империи, а уже к середине XVIII века в России было налажено собственное производство курительных трубок. Их изготавливали в двусоставных формах, а затем в округлой чашечке и втулке специальными давилками цилиндрической формы делались отверстия. На производство трубок шла хорошая жирная глина с минимальным добавлением песка. В нашем музее представлены трубки разных типов, произведенные в России.
Среди них: «тахта-чубук», трубка тюльпановидной формы, трубка «гиреевского» фасона,«полунарцисс». XVIII в.

  Vtahz36dDZY.jpg

Брюс Я. Приёмы циркуля и линейки. - М.: 1709. - 364 с.
В 1686 году в Вене увидела свет книга, озаглавленная "Эрц-герцогские приемы циркуля и линейки, или Избранные начала математических наук.". Имя автора было скрыто за аббревиатурой, но известно, что написал книгу барон Антон Эрнст Буркхард фон Пюркенштейн, состоявший учителем геометрии у сына императора Священной Римской империи и короля Венгрии Леопольда I - будущего императора Иосифа I. 
Книга была переведена и дополнена новыми задачами Яковом Брюсом. Также рукопись редактировалась лично Петром I, который ввел в книгу раздел о солнечных часах. Напечатана в феврале 1709 года в Москве, в Сухаревой башне, недалеко от нашего музея на Сухаревской площади. Там находилась первая в России Школа математических и навигацких наук. 
В школе книга использовалась как учебник по геометрии. 
В коллекции нашего музея есть разметочный циркуль XVIII века. Такой инструмент использовался учениками Школы математических и навигации наук при освоении геометрии. Дуга с винтом увеличивала точность измерений.


NfRMN8VqmRk.jpg  

  

"Новые поступления"


 31.03.2020 закончилась наша выставка "Новые поступления".
 
Для тех, кто не успел её увидеть, мы хотим рассказать об одном интересном предмете и связанным с ним ремеслом. 

На фото подставочная фигура "Рязаночка" артели "Парижская коммуна", Москва, 1950-е гг. Она изготовлена из ваты, бумаги и папье-маше.Подставочными такие игрушки называются потому, что укрепляются на деревянной подставке и устанавливаются обычно под ёлкой.Самым популярным героем всегда был Дед Мороз, а вот Снегурочка и другие сказочные персонажи —редкость. 

Ватные игрушки появились в России в XIX веке. Их делали в семьях для детей, а в начале XX века стали изготавливать в артелях и кустарных мастерских. Массовое производство в СССР начинается в конце 1930-х гг. В связи с сырьевыми проблемами на первый план выходит производство ватной игрушки, использовавшее доступное дешёвое сырьё и ручной труд. Позже применяются специальные станки для намотки ваты и формование в гипсовых и чугунных формах. Кроме того, вата— пластичный материал, свободно передающий любую форму, и процесс изготовления игрушки из неё очень прост. Ватные игрушки приобрели широкую популярность, благодаря яркости, лёгкости, разнообразию форм и широким творческим возможностям.


В 1944 году вышла книга "Ёлочная игрушка" (Лапковский В. М., Овешкова Ф.И., Данилевский В.Г.). В ней подробно описывалось производство ёлочных игрушек: организация работы в цехах, инструменты, краски, материалы и технологические процессы. При производстве подставочных фигур рекомендовалось максимально использовать отходы различных производств: для подставок, рек ног и туловища – неполноценные деревоматериалы, для рук - отходы мягкой, обожжённой проволоки, для пояса и мешка – текстильный лоскут, для набивки болванки игрушки- стружку и бумажные отходы. Когда фигура была готова, её обсыпали снег-стеклом, придавая тем самым блестящий и праздничный вид. Чтобы изготовить такой снег, стеклодув выдувал большой шар с тончайшими стенками и сбрасывал в ящик, где он рассыпался на тончайшие блестящие чешуйки. 

Несмотря на то, что вата – легковоспламеняющийся материал, подставочные фигуры и другие ватные игрушки были устойчивы к огню и соответствовали правилу противопожарной техники безопасности -изделия из ваты не должны воспламеняться в течение 3 секунд при соприкосновении с открытым пламенем. Изделия, покрытые густым клеевым слоем, например, крахмальным клеестером, да ещё осыпанные сверху стеклянным снегом, быстро не воспламенялись. Если же оформление требовало пышного ватного слоя, т.е. слабо проклеенного, то в таких случаях вату обрабатывали специальным огнестойким составом. 

В настоящее время изготовление ватных игрушек всё чаще становится оригинальным хобби. Разнообразие и доступность материалов, различных красок и блёсток позволяет не ограничивать свои творческие замыслы. Наверно, у каждого дома сейчас найдётся всё необходимое для создания ватной игрушки и совсем необязательно новогодней. Отличная идея, чтобы скоротать вечер!

ktfbWI40kdg.jpg


Это вовсе не парфюмерная лавка!

Удивительной формы флаконы и затейливые этикетки- атрибуты лекарственных снадобий, которые люди покупали в аптеке в начале XX века. На фотографии представлена аптечная посуда, ступки для приготовления лекарств, ручки зубных щеток. В пузырьках хранились капли и жидкие мази. К емкости, в которой продавалось лекарство, аптекарь непременно прикреплял ярлык с названием препарата и способом его применения. На представленных ярлыках мы также можем прочитать адреса аптек, располагавшихся когда-то на территории Мещанского района.


QXlkNieQNJo.jpg

Часы карманные. Репродукция портрета А.П. Чехова. Мундштук, фрагмент курительной трубки из кости. Футляр от курительной трубки. Материал : кожа, металл, ткань, картон. Бронзовая пряжка. Футляр от пряжки из кожи. Лайковые перчатки женские. Начало XX века.

 HzlDrsJWfgs.jpg      kpSLI72M1dg.jpg

В Мещанской слободе проживал когда-то один из известнейших промышленников начала 20 века М.С. Кузнецов. Его городская усадьба на сегодняшний день располагается по адресу Проспект мира ДОМ № 43. Мы можем рассмотреть ее на черно-белой фотографии Здание было выстроено по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля в 1902 году. На Доме висит мраморная доска с надписью о том, что «в этом Доме с 1874 по 1911 гг. Жил выдающийся российский фарфорозаводчик, предприниматель и меценат, потомственный почетный гражданин Матвей Сидорович Кузнецов» Кузнецов наладил массовое производство фарфоровых изделий. Благодаря ему в повседневном обиходе обычных людей появляется качественная посуда. На фото представлены образцы продукции кузнецовского фарфорового завода. Подобной посудой пользовались в большинстве московских семей. 

Соусник Россия, г. Волхов. Фабрика Кузнецова. Начало ХХ в. Материал: фарфор. Техника: деколь, золочение 

Самовар. Россия. Дмитровский фарфоровый завод т-ва производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова. 1891-1917 гг. Материал: фарфор. Техника: золочение 

Блюдце Завод Дулево. Вторая половина ХХ в. Материал: фарфор. Техника: деколь, глазурь, золочение 

Чашка. Российская Империя, г. Рига. Фарфоровый завод т-ва М.С. Кузнецова в Риге. Конец XIX - начало XX вв. Материал: фарфор. Техника: роспись, позолота 

Блюдце. Российская Империя, г. Рига. Фарфоровый завод т-ва М.С. Кузнецова в Риге. Конец XIX - начало XX вв. Материал: фарфор. Техника: роспись, позолота

P3200392.jpg  P3200393.jpg

P3200394.jpg  P3200395.jpg

P3200401.jpg  P3200405.jpg

На фотографиях изображены печные изразцы XVII — XIX веков.

Изразцы — это керамические плитки, которые использовали для облицовки фасадов зданий,печей и стен.

В конце первой половины XVII столетия в Москве стали изготовлять первые печные
изразцы, имеющие с тыльной стороны коробку-румпу для крепления. Позднее они получили название «красные». Лицевую пластину изразцов украшали разнообразные рельефные изображения.

Тогда же в Москве получает широкое распространение производство муравленых изразцов, лицевая поверхность которых покрывалась глазурью чаще всего зеленого цвета.

Вторая половина XVII века — время расцвета русского изразцового искусства, связана с появлением многоцветных изразцов, секреты изготовления которых были принесены из западных земель белорусскими мастерами.

Новое время внесло коренные изменения в привычный облик изразца. По приказу Петра I изразцы стали изготовлять по образцу европейских - гладкая поверхность лицевой
пластины, сдержанная, особенно на первых порах, цветовая гамма, разнообразная тематика сюжетов, выполненных в технике росписи. Изразцы в это время уже не используют в наружном декоре зданий, покрывая ими поверхность печей. Главным героем сюжетов, часто сопровождаемых подписями, стал человек.

Примеры подобных изразцов представлены в нашей коллекции, фрагмент гладкого изразца с надписью «сладко и честно» и расписной печной изразец 30-х — 60-х годов XVIII в.

В 19 веке изразцовые печи появились во многих городских и зажиточных сельских домах, поскольку изразцы производились на технически оснащенных предприятиях керамической промышленности и стоили недорого. На фото представлен глазурованный изразец изготовленный на Фарфоровом заводе Кузнецова (о котором мы уже говорили в предыдущих постах) и расписной изразец, изготовленный на заводе Гусарева (2-я половина XIX века).

eTuTGyJOrTc-2.jpg

Диск музыкальный. Европа. Конец XIX- начало XXв.

xVkwTOox7To.jpg

Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой — красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях (праздники, приветствия на партийных и комсомольских форумах, встреча иностранных делегаций и т. п.) надевалась парадная форма, которая включала в себя: красные пилотки, пионерские галстуки и значки;
U0SoKdqUaYI.jpg


Пионерский галстук - красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.


I2jwNxqTK0U.jpg lKZhWSrTx9Q.jpg


Значок - Пламя пионерского костра, развевающегося над звездой, - стремление пионеров к свету знания, а три языка этого костра, как и три конца пионерского галстука, символизируют революционное единство трех поколений. На ленте, обвивающей нижние концы звезды, - надпись «Всегда готов!» - ответ пионеров на девиз. Пионерский значок было принято носить на левой стороне груди.


9iDu_o5CYj0.jpg


Горн (фанфара) - атрибут пионерского отряда, предназначен для сбора пионеров, подачи различных сигналов и сопровождения ритуалов. К горну крепился красный флажок с бахромой и изображением пионерского значка. Горны хранили в пионерской комнате около отрядных флагов. Горнист отряда, назначенный советом пионерского отряда, должен уметь выполнять строевые приемы с горном. Для проведения торжественных церемоний создавалась сводная группа горнистов и барабанщиков.


ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ

0 комментария:


Яндекс.Метрика