Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта

Виртуальная выставка из фондов музея

Выставка «Духовное наследие Сретенского Сорока. Храмы и монастыри Мещанского района»

Выставка «Духовное наследие Сретенского Сорока. Храмы и монастыри Мещанского района»


Представляем новую виртуальную выставку из фондов музея. Каждый четверг в июле-декабре 2020 года на сайте музея будут опубликованы фотографии из фондов музея, представляющие сохранившиеся и утраченные храмы Сретенского Сорока. 

Храмы Мещанского района - одни из самых древних в Москве, являются уникальными памятниками архитектуры. За многовековой период существования эти церкви пережили расцвет и упадок, трагические дни антирелигиозной пропаганды. Фотографии из фондов музея относятся к 80-м гг. ХХ века, и отображают состояние памятников архитектуры после долгих лет использования светскими учреждениями. 

Карта 1859 с храмами_2 мал.jpg
Карта в полном размере доступна по ссылке https://yadi.sk/i/mLhIxhWKpZd4ow
Этикетаж к карте благочиния Сретенского Сорока 19-20 вв_0001.jpg
Этикетаж к карте благочиния Сретенского Сорока 19-20 вв_0002.jpg
Этикетаж к карте благочиния Сретенского Сорока 19-20 вв_0003.jpg
Этикетаж к карте благочиния Сретенского Сорока 19-20 вв_0004.jpg
 История храма, как и любого святого места, связана со святыми людьми и подвижниками благочестия. Тесно переплетена она и с историей Москвы.

Храм Святого Духа сошествия на б. Лазаревском кладбище г.Москвы

Ул. Советской Армии, д.12
На карте 2.2


СК КП-1727.png
1982.jpg
Фотография. Церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве.
СССР, г. Москва. 1982 г.
Фотобумага; фотография ч/б
13 х 18 см.

1.jpg

Цифровая фотография.Церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве.
Российская Федерация, г. Москва. 2017 г.

СК КП-1728.png
меньше.jpg
Фотография. Церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве.
СССР, г. Москва. 1982 г.
Фотобумага; серебряно-желатиновый отпечаток
12,8 х 18 см.

2.jpg

Цифровая фотография.Церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве.
Российская Федерация, г. Москва. 2017 г.

3_27_19_33.jpg

Цифровая фотография.Церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве.
Российская Федерация, г. Москва. 2017 г.

 История


«Благодать на святом месте будет пребывать до тех пор, пока будут почитаться просиявшие в нем праведники и святые» (прп. Варсонофий Оптинский). 

В 1780-х гг. в Москве бушевала эпидемия чумы. В это страшное время был создан благотворительный комитет помощи больным — «Предохранительная комиссия», которую возглавил купец Лука Иванович Долгов, известный благотворитель и нищелюбец. Несмотря на смертельную опасность, благочестивые москвичи самоотверженно служили страждущим, снабжали их пищей и одеждой, заботились об умерших. За эти труды Лука Иванович Долгов был пожалован дворянским званием титулярного советника «за заслуги перед Отечеством». Господь же сохранил Луку Ивановича и его семейство от страшной болезни, и в благодарность за это он пожелал построить на Лазаревском кладбище новый каменный трехпрестольный храм вместо уже обветшавшего деревянного.

Работы начались в 1782 г., но вскоре Лука Иванович скончался, и строительство продолжила его супруга Сусанна Филипповна. Первоначальный проект храма принадлежал архитектору В.И.Баженову, окончательный же был разработан Е.С.Назаровым (они оба приходились Луке Ивановичу зятьями), о чем говорила памятная мраморная доска, помещавшаяся на одной из колонн. Знаменитый русский архитектор Елезвой Назаров спроектировал не только сам храм, но и целый комплекс Лазаревского кладбища. В этот архитектурный ансамбль входило пять зданий и каменная ограда кладбища. В настоящее время из зданий сохранилось только одно – бывшая богадельня, остальное было разрушено в советское время.

Храм был построен по архитектурному типу «корабля»: круглая ротонда, с короткой трапезной частью (в начале ХХ в. трапезная часть была удлинена), с двумя колокольнями, венчающими западный фасад, окна стилизованы под иллюминаторы. Строительство было окончено в 1787 г., главный придел освящен в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, правый придел — во имя св. ап. Луки, небесного покровителя Луки Ивановича, левый — во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, в память о первом деревянном храме, который был разобран. Лука Иванович и Сусанна Филипповна, не дожившие до окончания строительства, были погребены под полом храма, за правым и левым клиросами.

Фрески ротонды и первые иконы были написаны известными итальянскими мастерами Клаудио и Скотти. В том же, распространенном в то время стиле храмового убранства, было сделано много лепных украшений, которые впоследствии при разорении храма были полностью уничтожены. Трапезную часть расписывали неизвестные живописцы. По завещанию Луки Ивановича, в одном из зданий при храме была устроена «богадельня на пятьдесят лиц женского пола духовного сословия». В это время старостой храма был сын Долгова Николай Лукич, который впоследствии был также погребен при храме. Первоначально в богадельне проводили строгое, подобное монашескому жительство: не вкушали мяса, много трудились. Богадельня имела свой устав, который утверждал сам свт. Филарет, митр. Московский, уделявший большое внимание уставам монашеских братств города Москвы.

В храме находилась родовая святыня Долговых – крест-мощевик с 50-ю частицами мощей. Имелось более двухсот икон в золотых и серебряных ризах. В войну 1812 года храм и святыни не пострадали; французы до него не дошли. Однако и крест, и иконы бесследно исчезли в годы коммунистических гонений.

Лазаревскому кладбищу принадлежало 22 гектара земли, из которой ныне к храму относится лишь очень незначительная самая древняя часть кладбища. В 1903 – 1904 гг. трапезная часть храма (включая приделы) была увеличена по проекту архитектора Воскресенского, и колоколенки, венчавшие западный фасад, были в том же виде перемещены.

После октябрьского переворота 1917 г., несмотря на разрушения, в храме продолжали совершаться службы. Как и везде, духовенство подвергалось преследованиям. Ряд служивших здесь священников претерпели ссылки. До 1929 г. при храме существовало сестричество, сестры которого помогали бедным и больным, заботились о храме, пели на клиросе. Одна из сестер этой общины, дожившая до наших дней, известный церковный публицист О.И.Подобедова вспоминает, что в то время старались как можно меньше знать друг о друге, чтобы по неосторожности или под пытками в НКВД не выдать кого-нибудь. Некоторые из сестер действительно пострадали.

В один из воскресных дней 1932 года храм был внезапно оцеплен милицией и настоятелю объявили о закрытии храма и конфискации имущества. Здание передавалось заводу под общежитие для рабочих.

Есть документы, свидетельствующие, что храм должны были разрушить вслед за храмом Христа Спасителя, но сотрудникам Центральных реставрационных мастерских удалось объявить храм памятником архитектуры I категории и тем самым спасти его от полного разрушения и устройства в нем колумбария. Но несмотря на это, здание продолжало частично эксплуатироваться. Внутри храм был перестроен, часть окон заложена кирпичом, на втором этаже располагалось общежитие, а позже школа.

Восстановление храма

Храм Сошествия Св. Духа был возвращен Церкви в 1991 году, хотя еще несколько лет после этого в трапезной части находились мастерские Театра оперетты. Восстановление храма потребовало огромных трудов: пришлось ломать отбойником разделявшую храм пополам капитальную кирпичную стену и кладку в оконных проемах, разваривать огромные балки для демонтажа репетиционной сцены, класть новый пол, по всей площади внутри и снаружи штукатурить стены и потолки, по обломкам и фотографиям восстанавливать лепные украшения, делать отмостку и разравнивать территорию вокруг храма, который оказался в опасном углублении.

В настоящее время храм является действующим, в нём проводятся богослужения, есть своя иконописная мастерская, ведётся работа с молодёжью.


Рождественский монастырь

Ул. Рождественка, 20/8, стр. 14
На карте 4.1

СК КП-1606.jpg
рождественский.jpg
Фотография. Рождественский монастырь. 
СССР, Москва. 1960-е
Фотобумага. Серебряно-желатиновый отпечаток.
 18 х 8,1 см.
V1Pge5hHIbtFNO0dUaOM9lsLrT88gQvHrBxT4jENv.jpg
Фотография. Угловая башня Московского Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря. 
СССР, Москва. 1980-е гг.
Фотобумага. Серебряно-желатиновый отпечаток
24 х 18 см.

3_27_19_20.jpg
Цифровая фотография.Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Богородице-Рождественском монастыре. Российская Федерация, г. Москва. 2017 г.

3_27_19_5.jpg
Цифровая фотография.Рождественский монастырь.
Российская Федерация, г. Москва. 2017 г.

 История


Рождественский монастырь - Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь был основан в XIV веке. В начале XVI века был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы, дополненный впоследствии пристройками. В XVII в. монастырь преображался, в 1671 г. появилась каменная ограда. В XIX в. была построена колокольня с церковью священномученика Евгения, епископа Херсонского (1835-36 гг.), а в 1904-1906 по проекту архитектора П.А. Виноградова был возведен храм Казанской иконы Божьей Матери с новой трапезной палатой. После революции 1917 г. на территории монастыря в разное время располагались разнообразные учреждения, а сам монастырь закрыли в 1922 г. В 1993 г. монастырь был возрожден.

Женский монастырь был основан 8 сентября 1380 г, став памятником победы, одержанной на Куликовом поле. Богородице-Рождественский монастырь создавался по благословению преподобного Сергия, ставшего первым духовником обители.

Строительство монастырского собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы завершилось к 1389 году. По данным профессора А.Б. Мазурова, собор и здания келий были изначально построены каменными.

Существующий сейчас каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы датируется 1501—1505 гг.. Восстановленный после двух больших московских пожаров 1500 и 1547 гг., он имеет в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Поэтому можно предположить, что здание собора с самого начала было каменным, а не деревянным.

После Воздвиженского пожара 1547 года Рождественский монастырь был восстановлен царем Иоанном Грозным и его супругой царицей Анастасией. По приказу царя в южной алтарной апсиде был создан придел в честь святителя Николая Чудотворца, поэтому южная апсида обособлена и завершается маленькой главкой. 

С 70-х годов XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских. В 1676-1677 годах к собору с юго-востока была пристроена их усыпальница. В ХIХ веке здание усыпальницы надстроили вторым этажом, где расположили монастырскую ризницу.

В 1676—1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведен каменный храм святителя Иоанна Златоуста. На ее же средства в 1671 году выстроена монастырская ограда из камня с четырьмя башнями.

В 1782 году вокруг монастыря была возведена новая каменная ограда, которая многократно перестраивалась. Вдоль Рождественки стена стала проходить по новой линии, другие стены были сложены на том же основании. Часть северной стены запечатлена на картине В.Г. Перова «Тройка», написанной в 1865 г.

В 1792 году к храму святителя Иоанна Златоуста сделали пристройку (по некоторым сведениям, она существовала с конца ХVII века и была возобновлена). В эту пристройку был перенесен из собора придел святителя Николая Чудотворца.

С 5 сентября по ноябрь 1812 года в монастырь был оккупирован войсками армии Наполеона. Монастырские ценности были частично вывезены из обители, а частично скрыты в тайниках. Известно, что захватчики не причинили вреда никому из скрывавшихся на территории монастыря мирных жителей, хотя за оградой, у северной стены они расстреливали москвичей, подозреваемых в поджогах.

Не менее удивительно то, что монастырь не пострадал от огня во время многодневного пожара. Все это время сестры ежедневно обходили обитель крестным ходом с иконой святителя Николая.

Отступая из Москвы, армия Наполеона получила приказ сжигать и взрывать крупные здания. «Исполняя приказ, французы попытались поджечь и Рождественский монастырь. Но солома оказалась отсыревшей, и свечи догорели, не причинив вреда».

В конце 60-х годов ХIХ века приделы храма святителя Иоанна Златоуста перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности.

В 1903–1904 годах храм святителя Иоанна Златоуста был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые. Из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского (в новом храме престол святителя Димитрия был приставным).

В 1904-1906 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова построен храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой.

В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга). Известно, что некоторое время на территории закрытой обители находился исправтруддом: по сведениям научного сотрудника ПСТГУ Л.А. Головковой, не позднее 1920 года на территории монастыря был оборудован и открыт концлагерь.

Восстановление храма

Практически весь советский период здания не ремонтировались, за исключением частичной реставрации собора в 60-х годах и выполнения поддерживающих косметических работ в некоторых из строений. Но все здания нуждались в капитальном ремонте и реставрации.

В 1974 году (согласно данным музея МАрхИ – в 1978), решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАрхИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества.Собор Рождества Пресвятой Богородицы возвращен Церкви в 1989 году. 

19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви монастырь был открыт, и в его стенах началось возрождение монашеской жизни. Обители присвоен статус ставропигиальной. 

В настоящее время храм является действующим.


Сретенский Ставропигиальный мужской монастырь

ул. Большая Лубянка, 19, к.1
На карте 4.14

СК КП-1622.jpg

сретенский.jpg
Фотография. Сретенский монастырь. Москва. 1960-1980-е г.г.
Фотобумага.  Серебряно-желатиновый отпечаток
 8,4 х 20,9 см.
V1Pge5hHI (1).jpg
Фотография. Собор Сретения иконы Божией Матери «Владимирская» в Сретенском монастыре в Москве.
СССР, Москва.1980-е г.г.
Фотобумага. Серебряно-желатиновый отпечаток
17 х 10,5 см.


3_27_19_17.jpg
Цифровая фотография. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери.
Российская Федерация, г. Москва. 2017 г.

3_27_19_43.jpg
Цифровая фотография. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери.
Российская Федерация, г. Москва. 2017 г.

3_27_19_35.jpg
Цифровая фотография. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери.
Российская Федерация, г. Москва. 2017 г.

 История

Сретенский монастырь - древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на печально знаменитой в XX веке улице Большая Лубянка, основан в 1397 году.

Как повествуют летописи, летом 1395 года русские степные дозоры доложили о подготовке вражеского войска к вторжению в Московскую землю. Страшный завоеватель, хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы и направился к Москве, опустошая все вокруг.

«Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию», - пишет Н.М.Карамзин. С огромным войском хан подошел к границе Московского княжества на реке Оке, а великий князь Василий Дмитриевич спешно вышел навстречу врагу в Коломну.

Великий князь Василий Дмитриевич повелел, чтобы великая икона - заступница земли Русской, Владимирская - была принесена из Владимира в Москву. Владимирская икона была торжественно перенесена в кремлевский Успенский собор.

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг, как повествуют русские и татарские летописи, он увидел во сне гору великую, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела она Тамерлану оставить пределы Руси.

Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал выпытывать, что означает данное видение. Ему отвечали, что Сияющая Жена - это Матерь Божия, Великая Защитница христиан. Гонимый страхом непобедимый хан на следующий день бежал из Русской Земли. До сих пор историки теряются в догадках относительно причин этого бегства.

В память избавления от врага на месте встречи («сретения» по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора (это был главный праздник Москвы, исторический праздник города), а во время Отечественной войны 1812 года образ находился в обители постоянно.

Со Сретенским монастырем связаны имена многих деятелей русской истории. Так, Иван Грозный, возвращаясь после взятия Казани, посетил Сретенскую обитель и одарил ее щедрыми пожертвованиями. Последующие русские цари также были богомольцами, вкладчиками и строителями монастыря.

В XIX веке первосвятительская кафедра находилась именно в Сретенском монастыре. А уже в советское время, 4 декабря 1925 года, здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков - будущий Святейший Патриарх Пимен.

После октябрьского переворота 1917 года Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с  властью за Православие. В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен «обновленцами» - псевдоцерковными деятелями, пошедшими на сговор с большевиками. Но усилиями владыки Илариона в 1923 году монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор - переосвящен великим чином.

В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря: церковь преподобной Марии Египетской, храм святителя Николая, Святые ворота с колокольней и настоятельский корпус - были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись расстрелы. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием.

До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. Однако в советское время на месте священного для каждого русского человека погоста была возведена школа с углубленным изучением именно французского языка.

Восстановление храма

В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской Православной Церкви. В 1994 году вышел Указ Святейшего Патриарха об основании здесь подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

В 1995 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого назначен игумен Тихон (Шевкунов).

В настоящее время Сретенский монастырь является одним из важных религиозных центров не только столицы, но и всей России. Монастырь насчитывает свыше 40 насельников; ежедневно в соборе совершается Божественная служба.


Храм Софии Премудрости Божией у Пушечного двора на Лубянке

Ул. Пушечная, дом 15
На карте 4.11

1223.jpg

V1Pge5hHIbtFNO0dUaOM9q4iIycy-uZkCk2wz8b-DJz6vmjyY-trdKYG1ybEeYok.jpg

Фотография. Церковь святой Софии.  СССР, Москва. 1960-1970-е г.г.
Фотобумага.  Серебряно-желатиновый отпечаток
 16,5 х 21 см. 

3_27_19_22.jpg
Цифровая фотография. Церковь святой Софии.
Российская Федерация, г. Москва. 2017 г.

3_27_19_18.jpg
Цифровая фотография. Церковь святой Софии.
Российская Федерация, г. Москва. 2017 г.

История

Первый деревянный храм Софии у Пушечного двора на современной Лубянке был построен в 1480 г. По преданию — новгородцами, переселившимися в Москву. Отсюда и освящение — в честь Софии — премудрости Божией, ведь самый известный храм Новгорода — Софийский собор. В память о родных местах второй престол Софийского храма в Москве был освящен в честь св. Никиты Новгородского.

В XV – XVIII вв. церковь оказалась прямо у государева Пушечного двора. Именно благодаря этому факту, названная в честь церкви Софийская улица была переименована в 1922 г. в Пушечную.

В середине XVII в. обветшавшую Софийскую церковь отстроили заново, освящение состоялось 19 июня 1650 г. Вероятно, именно тогда появился у храма придел в честь Казанской иконы Божией Матери.

После пожара 1685 г. было решено возвести церковь св. Софии в камне. Храм представлял собой небольшой четверик с восьмидольным сводом. От тех времен до нас дошли лишь кокошники под купольной крышей более позднего происхождения.

1812 г. сыграл важную роль в истории храма. После пожара в Москве церковь св. Софии была отреставрирована и частично перестроена уже в стиле ампир. В конце XIX в. предполагалось на месте старого возвести огромный новый храм в византийском стиле, подчеркивавший идею Москвы как «Третьего Рима». Однако проект так и остался на бумаге. В годы, последовавшие за революцией, храм постигла общая участь. В 1930-е его закрыли, а здание передали «народу». В 1990-е храм с прилегающей территорией относились к ведению Федеральной Службы Безопасности, сотрудники которой при поддержке руководства принимают в 2001 г. судьбоносное решение — о создании православной общины. Именно при содействии ФСБ и отчасти на личные пожертвования работников Службы был восстановлен храм Софии у Пушечного двора.

Несмотря на многочисленные перестройки XVIII–XIX веков Софийская церковь во многом сохранила свой изначальный облик. Храм представляет собой сложный исторический ансамбль, состоящий из перестроенного четверика XVII века, двух приделов, колокольни и трапезной XIX века. Это типичная одноглавая посадская церковь. Стройная, взмывающая ввысь колокольня выделяется на фоне несколько тяжеловесного основного объема храма со скругленной апсидой. Но в единстве архитектурного ансамбля разновременных частей церкви не стоит сомневаться. Это храм с тяжелой судьбой. В народе церковь Софии Премудрости Божией у Пушечного двора называли «воинской», потому что в настенной росписи было много фресок воинского цикла: образы Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, князей Александра Невского, Димитрия Донского и других святых ратников. Софийский храм с подлинным воинским мужеством и стойкостью справился со всеми бедами, устоял в тяжелые годы правления советской власти, и теперь вновь открыт для прихожан.Храм Троицы 

Храм в Живоначальной Троицы в Листах

ул. Сретенка, 27, стр. 3

На карте 4.12

СК КП-1631.jpg
V1Pge5hHIbtFNO0dUaOM9oreSMjZlzQxhjfbGETN3w_GZoNhnLyhN-HO7YGOkOLU.jpg
Фотография. Церковь Живоначальной Троицы в Листах.  СССР, Москва. 1970-1980-е г.г. Фотобумага.  Серебряно-желатиновый отпечаток
21,3 х 29,2 см.

3_18.jpg
Цифровая фотография.Церковь Живоначальной Троицы в Листах.
Российская Федерация, г. Москва. 2017 г

3.jpg
Цифровая фотография.Церковь Живоначальной Троицы в Листах.
Российская Федерация, г. Москва. 2017 г

Храм Живоначальной Троицы в Листах - один из старейших в Москве. Первое упоминание о деревянной церкви относится к 1632 году. В 1652–1661 годах в Стрелецкой слободе был возведен величественный каменный собор.

Храм был построен на северных рубежах Москвы и занимал важное место в сакральном пространстве города – здесь проходил путь в Троице-Сергиеву Лавру и дальше – в северные города. Название места «Листы», по наиболее распространенной версии, происходит от лубочных картинок – «листов», которые выставлялись печатниками на продажу у ограды церкви.

Храм находился под высоким покровительством царей династии Романовых и патриархов. Его изображение можно видеть на миниатюре старинной «Книги об избрании на царство Михаила Федоровича». Именно здесь, у ворот Земляного города, москвичи встречали первого царя династии Романовых.

По обету, после успешного участия стрельцов в Чигиринском походе (1677–1678 годов), который во многом определил исход русско-турецкой войны и воссоединение земель Украины с Россией, был возведен Покровский придел (освящен в 1680 году).

Новый этап в жизни храма начинается с присвоения ему указом Петра I в 1704 году статуса Адмиралтейского.  Дело в том, что в соседней Сухаревой башне с 1701 года размещалась Школа математических и навигацких наук. А ее учителя и ученики (будущие русские моряки, кораблестроители, инженеры, артиллеристы, гидрографы, геодезисты, топографы, а также архитекторы) являлись прихожанами Троицкого храма. Навигацкая школа в Москве просуществовала до 1752 года (в 1715 году в Санкт-Петербурге на базе старших классов была создана Морская Академия). Кроме того, в Сухаревой башне до 1859 года размещалась Московская контора Адмиралтейств-коллегии. Троицкая церковь была приходской и для служащих этого ведомства.

В 1774 году был заново выстроен и освящен Покровский придел на средства прихожанина, фабриканта П.В. Колосова. В 1796 году возведен второй придел в честь прп. Иоанна Дамаскина. В 1805 году он был освящен во имя свт.Алексия, митрополита Московского.

В 1780-х годах была построена ограда вокруг храма и новая колокольня. В соответствии с указом Екатерины II о «красных линиях» колокольня для выравнивания улицы была возведена с неканонической, восточной стороны. На месте старой        колокольни сделали крыльцо на белокаменной площадке.

В  XIX веке храм несколько раз обновлялся. При протоиерее Павле Соколове в 1857 году была перестроена трапезная, появились новые золоченые иконостасы в приделах, стенная роспись. На освящении храма  святитель Филарет (Дроздов) высоко оценил эти труды, особо поблагодарив настоятеля и автора росписей –  художника А.М. Варламова.

В 1878 году проводится еще одна реконструкция. Освящение храма в субботу на Светлой седмице 1878 года возглавил митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов).

В  1884 году И.Ф.Токмаков издал «Полное историческое описание церкви Живоначальной Троицы, что на Листах в Москве».

ХХ век разорение

 

После революции, в годы жестоких притеснений Русской Православной Церкви, храм разделил горькую участь многих московских церквей.

Храм был закрыт в конце  1931 года. Последовали шестьдесят лет запустения.

 В 1957 году была разобрана колокольня. Велись разговоры и о сносе самого храма, но он чудом уцелел.

В 1972 году в связи со строительством станции метро «Колхозная» (сейчас – станция «Сухаревская») возникла новая угроза для здания. Второй вход должен был находиться под стеной храма. С началом работ появились трещины в стенах. Только благодаря вмешательству известных реставраторов П.Д.Барановского и О.И. Журина были приняты меры по сохранению церковного здания.

XX век восстановление

Восстановление храма как архитектурного объекта парадной столичной магистрали  началось накануне Московской Олимпиады 1980 года. В проекте участвовало Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.

Заново создавалось внутреннее убранство, резные иконостасы, росписи. Был восстановлен Алексеевский придел, затем – Покровский (с баптистерием). Резной пятиярусный иконостас главного четверика воссоздавался по фотографиям XIX века. 






ОСТАВЬТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ

0 комментария:


Яндекс.Метрика